На фоне общего снижения погрузки на сети Свердловской железной дороге на протяжении последних лет удаётся сохранять тенденцию роста объёмов перевозок.
По итогам первых пяти месяцев 2014 года объём отправления грузов на СвЖД увеличился практически на 6,5 процента по сравнению с январём-маем прошлого года. Несмотря на непростую мировую политическую и экономическую ситуацию, я думаю, что текущий год мы завершим с ростом погрузки не менее трёх процентов. Но будем стремиться удержать темп роста на пяти процентах.
На показатели работы железной дороги влияет множество не зависящих от нас факторов. В частности, в сфере железнодорожных перевозок сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, за последние десять лет в России значительно вырос и обновился парк грузовых вагонов, сформировался конкурентный рынок. Но с другой — возник целый ряд новых проблем.
С 2003 года парк подвижного состава увеличился на 47 процентов и уже превышает 1,2 миллиона вагонов. При этом объём погрузки за этот же период вырос только на 6,5 процента.
Возникновение такого дисбаланса обернулось снижением эффективности использования подвижного состава, нерациональной загрузкой инфраструктуры железных дорог, увеличением сроков доставки.
В настоящее время избыток вагонов на сети составляет более 260 тысяч единиц. Более четырёх тысяч километров станционных путей в стране занято невостребованным подвижным составом. Между прочим, эта цифра равна расстоянию от Москвы до Красноярска.
Безусловно, у нас, железнодорожников, такое положение дел вызывает беспокойство. Для улучшения работы железнодорожного транспорта ОАО «РЖД» был подготовлен и уже принят Госдумой РФ в первом чтении проект федерального закона о внесении изменений в действующее транспортное законодательство. Законопроект закрепляет принцип платности нахождения на инфраструктуре общего пользования вагонов, временно невостребованных в перевозочном процессе.
Для дальнейшего совершенствования законодательства необходимо также ввести нормативное регулирование деятельности операторов, в том числе принципы публичности услуг предоставления вагонов и контейнеров под перевозки. Кроме того, за ОАО «РЖД» должно быть закреплено право перемещения порожних вагонов, простаивающих на станционных путях.
Мы предлагаем на законодательном уровне обязать владельцев подъездных путей увеличить их ёмкость до уровня, достаточного для размещения собственного вагонного парка. Также необходимо предусмотреть приписку вновь поступающего подвижного состава только к путям необщего пользования, принадлежащим предприятиям-покупателям. Всё это нужно для того, чтобы освободить станционные пути от неиспользуемых вагонов.
Принятие пакета законодательных инициатив, предложенных ОАО «РЖД», позволит оптимизировать перевозочный процесс и адаптировать его под изменившуюся структуру рынка железнодорожных перевозок.