Вчера губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев посетил Уральский завод транспортного машиностроения, входящий в корпорацию «УВЗ», где ему представили новую модель низкопольного трамвая, которая может стать одной из изюминок Иннопрома-2014.
По условиям ФИФА общественный транспорт в городах, где будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу, должен быть доступен для маломобильных групп населения, сказал Евгений Куйвашев. Мы предполагаем, что к чемпионату сможем примерно на треть пополнить трамвайный парк Екатеринбурга новыми вагонами. Город и область заинтересованы в том, чтобы закупать высокотехнологичную и качественную продукцию наших предприятий. Другие города, где будут проходить матчи ЧМ-2018, также пристально присматриваются к продукции уральских машиностроителей.
Во время совещания, которое состоялось после встречи с работниками предприятия, губернатор дал поручение представителям министерств промышленности и транспорта Свердловской области просчитать, какое количество двухсекционных и трёхсекционных трамваев необходимо для обеспечения основных маршрутов. А первого заместителя главы администрации Екатеринбурга Сергея Швиндта попросил подготовить проект по модернизации городской инфраструктуры.
Низкопольный трамвай очень удобен для инвалидов, пожилых людей, пассажиров с колясками. Отсутствие ступенек позволяет свободно входить и передвигаться внутри. Зайти на низкий пол можно из любой двери. В салоне, состоящем из трёх секций, могут разместиться до 210 пассажиров. Таковы основные характеристики этой модели. Однако пассажирам Екатеринбурга все эти удобства пока недоступны. Низкопольный трамвай прошёл испытания в столице Урала, но город предпочёл закупить традиционные вагоны. Интерес к инновационной модели проявил Нижний Новгород. И сейчас там уже курсирует один наш трамвай, проходит эксплуатационные испытания.
В этом городе очень сложная дорожная инфраструктура: уклоны до семи градусов, но пока наше детище показывает себя неплохо. Руководство Нижнего Новгорода обещало закупить у нас десять таких трамваев. Кроме того, 20 низкопольных трамваев хочет приобрести Тула. Сейчас мы ждём делегацию оттуда, рассказал генеральный директор Уралтрансмаша Алексей Носов.
Прямая речь
Сергей СОЛОВЬЁВ, главный конструктор гражданской продукции ОАО «Уральский завод транспортного машиностроения»:
Наше предприятие серийно выпускает две модели трамваев. Это классические трамваи, которые всем известны, их закупают Екатеринбург и Нижний Тагил. А также частично низкопольные трамваи, где 40 процентов пассажирского салона занимает низкий пол, это позволяет мамочкам с колясками и людям с ограниченными возможностями заходить в салон без посторонней помощи. Такие трамваи у нас закупают Нижний Новгород, Краснодар, Таганрог, Тула. Сейчас в серийное производство запускается ещё одна модель, это трёхсекционный полностью низкопольный трамвай, вместимость которого в полтора раза больше, чем у обычного. Такие трамваи планируют закупать Нижний Новгород и Тула.
Модель, которую предприятие представит на Иннопроме, будет усовершенствованной, но нюансы производители держат в секрете. Удалось лишь узнать, что вагон будет более вместительным, кондиционеры установлены не только в кабине водителя, но и в пассажирском салоне, кроме того, предусмотрены Wi-Fi и поручни с антибактериальным покрытием.
Напомним, что Уралтрансмаш также заключил контракт на поставку партии низкопольных трамваев в Москву: продукция для столицы выпускается совместно с польской фирмой «PESA».
Сейчас первый такой трамвай проходит испытания в Москве. Его стоимость составляет более 100 миллионов рублей, заявил Алексей Носов. Но мы, как и все российские предприятия, планируем постепенно отказаться от импортных комплектующих. По нашим подсчётам, трамвай, полностью состоящий из отечественных деталей, может стоить порядка 45 миллионов рублей.
В Европе низкопольный общественный транспорт обычное явление. И крупные российские города сегодня намерены приобретать современные удобные вагоны. Стоит ожидать, что интерес к этой продукции будет только расти.
Кстати
На сегодняшний день Уралтрансмаш единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое может производить полностью низкопольные трамваи.
Частично низкопольные трамваи помимо Уралтрансмаша на территории бывшего СССР выпускают три предприятия: Петербургский трамвайно-механический завод, Усть-Катавский вагоностроительный завод (Челябинская область) и минский завод «Белкоммунмаш».