Переплатили за тепло? Требуйте корректировки

: Елена Абрамова
Предположим, в вашем доме установлен прибор учёта тепла, поэтому вы уверены: лишнего с вас не возьмут. Не расслабляйтесь. Плату нам до сих пор начисляют не по текущим ежемесячным показаниям, а по прошлогодним. А потом корректируют. Фото Алексея Кунилова.

В каждой платёжке есть графа «Перерасчёт», поскольку плата за любые виды коммунальных услуг периодически может корректироваться. Перерасчёт платы за отопление по действующему законодательству производится раз в год — по окончании отопительного сезона.

Как мы уже рассказывали, при отсутствии общедомового теплосчётчика услугу по отоплению мы оплачиваем по нормативам. Если установлен счётчик, в соответствии с постановлением правительства РФ № 307 начисления производятся исходя из среднемесячного объёма потребления тепла за предыдущий год.

Когда осенне-зимний период заканчивается, управляющая компания (УК) или ТСЖ обязаны произвести корректировку на основании реальных показателей прибора учёта. Отметим, что корректировка может быть как в сторону уменьшения суммы, так и в сторону увеличения. Если зима выдалась суровая, и ресурсов для обогрева дома потребовалось больше, чем год назад, разница между реальными и начисленными суммами будет не в пользу потребителей, и им придётся доплачивать. Если жильцы заплатили больше, чем показал счётчик, разницу им обязаны компенсировать.

К сожалению, не все управляющие организации выполняют эту обязанность. Приводим фрагмент письма жителя Екатеринбурга Виталия Кривошеева:

«Наш дом с 2007 года оборудован коллективным теплосчётчиком. Но УК продолжала начислять плату за отопление по нормативам. Сделав расчёты, я определил, что только с моей квартиры за зиму переплата составляет примерно шесть тысяч рублей, а с дома — порядка 600 тысяч. Из года в год после окончания отопительного сезона мы ждали, что нам вернут наши деньги. Но на заявления, направленные в УК, нам отвечали, что корректировку произвести невозможно, так как нет возможности разделить энергию, потраченную на отопление и горячее водоснабжение. Но это — грубая ложь. В карточке учёта отдельно указано потребление теплоносителя на оба вида услуг. И это подтвердило решение суда Ленинского района. Надеемся, что наши деньги нам всё же вернут».

— Людям не обязательно писать заявление, чтобы им сделали перерасчёт. УК должна сделать это по умолчанию, — отмечает член общественного движения «Совет председателей многоквартирных домов» Галина Хорошавина.

По её словам, возвращённые суммы распределяются пропорционально на каждую квартиру. Однако жильцы имеют право большинством голосов на общем собрании принять решение использовать средства на какие-нибудь общедомовые потребности.

— В нашем доме за минувший отопительный сезон люди переплатили за тепло в общей сложности больше миллиона рублей. Мы решили направить средства на капитальный ремонт, — рассказывает Галина Хорошавина.

Она удивляется, почему в законодательстве не прописаны конкретные сроки проведения корректировки. Это приводит к тому, что в одном доме перерасчёт делают в июне, в другом доме — в августе, а в третьем не делают вообще.

Кроме того, как показывает практика, перерасчёт может оказаться с ошибками и, как вы догадались, не в пользу жителей. Как проверить, нет ли у сотрудников УК проблем с математикой, поговорим в следующем выпуске нашей рубрики.