Японский опыт проведения глобальных мероприятий, возможно, скоро пригодится и нам

: Виктор Кочкин
Первоначально рассчитывали, что за полгода работы ЭКСПО-2005 посетят около 15 миллионов человек. Просчитались, итоговая цифра превысила 22 миллиона. Фото с сайта oguma.tourbina.ru

В Уральской торгово-промышленной палате прошёл бизнес-форум «Управление глобальными проектами: риски и возможности». Для нас это актуально, ведь если Екатеринбургу удастся выиграть право на проведение ЭКСПО-2020, то, помимо огромных возможностей, мы на несколько лет получим и неизбежные риски. Какие? Может подсказать мировой опыт.

Среди экспертов форума, который организовала бизнес-школа УрФУ — Тосио Накамура, бывший генеральный секретарь ЭКСПО-2005 (Аити, Япония), ныне управляющий директор Торгово-промышленной палаты Японии, а также Сергей Филиппов, генеральный директор ОАО «Корпорация развития Среднего Урала».

Итак, с точки зрения управления проектами эксперты выделили три большие группы проблем.

Первая — подготовка инфраструктуры Екатеринбурга (транспортной, гостиничной, деловой, питания и так далее). Это большое количество проектов, которые надо будет реально завершить за четыре года. То есть не впритык к 2020-му, а заранее, за год, за два. В этой группе сконцентрирована большая часть проектных задач и финансирования, причём вся эта масса проектов по времени будет идти параллельно. И сложность не только в количестве таких проектов, но и в том, что в них будут участвовать органы исполнительной власти различных уровней (местной, региональной, федеральной). Проще говоря, сотням разноуровневых и разноведомственных чиновников надо будет оперативно договариваться, решать проблемы, утрясать вопросы, принимать решения, согласовывать тысячи документов. Бюрократическая логистика должна быть выстроена не хуже транспортной, иначе рассогласованность и несостыковки могут просто превратиться в управленческий хаос.

Далее, подгруппа задач — взаимодействие со странами-участниками ЭКСПО. То есть надо будет синхронизировать наши локальные проекты с их международными компаниями, которые будут строить свои павильоны и экспозиции. И учесть при этом их порядки и менталитет.

Вторая — вся эта созданная для проведения выставки инфраструктура должна жить и дать результат после ЭКСПО. Выставка идёт полгода, что потом делать с этим количеством гостиничного фонда, транспортной системой, общепитом и прочими созданными объектами, как не растерять этот огромный потенциал, который получит город и область? Что делать, например, с тем же малым бизнесом, который ощутит гигантский (но временный!) всплеск туристического нашествия?

Третья — надо использовать выставку как большой драйвер развития не только Екатеринбурга, но и всего региона. Полгода внимание всего мира (в том числе, естественно, и делового) будет обращено на Урал. Это хороший период, чтобы привлекать инвестиции для создания новых производств, новых отраслей, развивать новые территории. Для этого нужно заранее готовить целый пул интересных для инвесторов проектов, большие региональные проекты, то есть общее количество их вырастает не в арифметической, а, пожалуй, в геометрической прогрессии.

А ещё нужна скоординированная активность деловой элиты региона, общественных организаций, даже отдельных компаний в реализации всех этих планов. Чтобы не перенасытить регион однотипными проектами и решениями (создали много чего-то, и это не даст ожидаемой отдачи, и не досоздали что-то другое).

На вопрос журналиста «ОГ», в чём видели риски устроители ЭКСПО-2005, Тосио Накамура ответил так:

— Первый риск — это дефицит бюджета проекта. У нас такое правило: одну треть даёт государство, одну треть собирает оргкомитет выставки и одну треть вкладывают районные власти, на территории которых проходит выставка. Если предварительные подсчёты, которые мы сделали, оказались не правильными, то это уже риск организаторов (в данном случае нашей торгово-промышленной палаты). Но мы устанавливаем предел, в рамках которого может быть появление такого дефицита. Если не выходим за эти рамки, тогда он не будет осуждаться ни правительством, ни населением. Второй риск — это потеря общественного лица, потеря мирового общественного мнения в случае неудачи.