Театральный урожай: кто может похвастаться ажиотажем на спектаклях в тематический год

: Наталья Шадрина
Время подвести итоги, тем более что позади – ровно половина Года театра. Фото: Ольга Керелюк

Подошёл к финалу ещё один театральный сезон: многие труппы уже ушли в долгожданный отпуск. Самое время подвести итоги, тем более что позади – ровно половина Года театра. «Облгазета» проанализировала посещаемость спектаклей свердловских коллективов и выяснила, для кого тематический год складывается наиболее успешно.

Музыкальный театр. Три «Маски» и капитальное обновление

Екатеринбургский театр оперы и балета или «Урал. Опера. Балет» уже традиционно занимает первую строчку по посещаемости среди театров региона. За последние полгода они обогнали ближайших конкурентов – Свердловский театр драмы – больше, чем на 18 тысяч зрителей. Такое доверие своих гостей коллектив заслужил яркими премьерами, умением по-настоящему удивлять, ну и конечно, высокой оценкой на самых престижных премиях. Так, в этом сезоне «Урал. Опера. Балет» вновь опередил все свердловские коллективы по количеству номинаций на «Золотой маске» – в десяти категориях на соискание премии был выдвинут балет «Пахита». В итоге спектакль отмечен спецпризом «За лучшее событие в Год Мариуса Петипа». Кроме того, «Пахита» названа «Лучшим музыкальным спектаклем» областного фестиваля «Браво!». Это ли не знак качества, благодаря которому билеты на спектакль разлетаются в считанные дни? Но не «Пахитой» единой.

В прошедшем сезоне театр представил пять очень разных премьер, каждая из которых стала событием. Это опера «Турандот» от дебютирующего в Екатеринбурге французского режиссёра Жана-Ромена Весперини, балет-путешествие «Приказ короля» от Вячеслава Самодурова, новую музыку для постановки, кстати, написал профессор Петербургской консерватории Анатолий Королёв. Также театром впервые в России был поставлен одноактный балет Джорджа Баланчина — «Вальпургиева ночь». В мае уральцы наконец-то смогли оценить ещё одну российскую премьеру – пожалуй, самую необычную оперу театра – «Три сестры» венгерского композитора Петра Этвёша.

А завершил сезон театр не менее громкой премьерой. С 4 по 7 июля «Урал. Опера. Балет» представил долгожданный спектакль «Дон Кихот». Эта постановка «Дон Кихота» – девятая по счёту в истории театра. Балет на музыку Людвига Минкуса впервые поставил Мариус Петипа ещё полтора века назад. А в 1900 году хореограф Александр Горский создал новую версию. Теперь свою интерпретацию этой постановки в Екатеринбурге сделал балетмейстер Юрий Бурлака. Для премьеры было решено очистить балет Горского от советских наслоений и вернуть ему изначальный облик, используя эскизы живописцев Константина Коровина и Александра Головина. Также, к удивлению зрителей, на сцене появились настоящие животные: в роли Росинанта – кобыла по кличке Бэлла и ослик для Санчо Пансы, которых выписали из конного клуба Дегтярска. И если вам не удалось увидеть спектакль в июле, то теперь сможете восполнить этот пробел уже в конце сентября.

После каникул свой 108-й театральный сезон «Урал Опера Балет» откроет премьерой оперы «Риголетто», где мы увидим нового главного дирижёра театра Константина Чудовского.

Мощно первую половину Года театра провёл и Свердловский театр музыкальной комедии. К слову, именно на этой сцене был дан официальный старт Года театра в области, а также принят Всероссийский театральный марафон. Однако если сравнивать посещаемость с прошлым сезоном, то мы увидим, что в борьбе за второе место Музкомедию на пьедестале подвинул Свердловский театр драмы (о нём позже). Справедливости ради отметим, что разница между ними всего в 500 зрителей – по сути, наполняемость одного спектакля.

Да и если говорить о главной национальной театральной премии, Свердловский театр музыкальной комедии приумножил свой успех: в прошлом сезоне у них было шесть номинаций и одна «Золотая маска», а в этом – уже восемь номинаций и две заветные награды. Российские критики очень высоко оценили спектакль «Орфей и Эвридика» (режиссёр Кирилл Стрежнев, дирижёр Борис Нодельман), вручив призы за лучшие роли в оперетте/мюзикле – Юлии Дякиной и Игорю Ладейщикову.

А что касается премьер нынешнего сезона, то театр сделал ставку на оперу-буфф «Моцарт vs Сальери», и не зря – постановка получила россыпь наград на областном театральном фестивале «Браво!», и конечно же, любовь зрителей, которые все эти полгода (премьера состоялась в декабре) голосовали за него рублём. Кроме того, театр выпустил концертную программу «Вальс и только вас», а также под финал сезона представил премьеру – «Красная шапочка & Серый волк» от режиссёра Сергея Юнганса. Эта постановка рассчитана на семейный просмотр, потому что спектакль содержит несколько смысловых пластов – и для самых маленьких, и для старших школьников, и философский пласт для взрослого поколения.

Также не будем забывать, что на сцене Музкомедии свои спектакли представляют ещё несколько коллективов – «Эксцентрик-балет Сергея Смирнова», ТанцТеатр и ансамбль «Изумруд», которые очень любит свердловский зритель.

И стабильно пятое место по посещаемости удерживает Новоуральский театр музыки, драмы и комедии. Их первая крупная премьера сезона пришлась на октябрь – это мюзикл «Двенадцать стульев». Изюминка спектакля в том, что Остап Бендер и его сообщник попадают едва ли не в наши дни и наблюдают за съёмками фильма о них же. Увидеть постановку повезло не только новоуральцам – она была включена в конкурс фестиваля «Браво!» и показана на сцене Свердловской музкомедии. Также в этом году было проделано «капитальное обновление» одного из самых любимых зрителями спектаклей театра – «Ханума». Эта постановка шла в театре на протяжении 19 лет, но исключить её из репертуара было бы непростительно по отношению к зрителю. Теперь у этой музыкальной комедии новые сценография и хореография, костюмы, диалоги. В июне театр представил очень интересную премьеру – исторический мюзикл «Ледяной дворец» об одной из самых тёмных страниц российской истории – эпохе правления императрицы Анны Иоанновны. И если вспомнить успех исторических мюзиклов «Екатерина Великая» или «Декабристы» Свердловского театра музыкальной комедии, смеем предположить, что посещаемость Новоуральского театра может благодаря этому спектаклю вырасти ещё больше.

 

Драма. Премьеры на любой вкус и два новых директора

Драматическим театрам нашего региона нынче, увы, не удалось попасть на «Золотую маску», но применительно к этому году можно смело сказать, что о качестве спектаклей и их разнообразии судить по этому обстоятельству нельзя. Стоит только посмотреть, какой насыщенный сезон выдался у Свердловского театра драмы: шесть крупных премьер, среди которых «Железнова Васса Мать», «Кроткая», «Головлёвы», «Чайка»… Команда, работавшая над «Чайкой», отмечена премией губернатора Свердловской области, а исполнители главных ролей – Ирина Ермолова и Александр Баргман названы лучшими актёрами премии «Верю» на фестивале «Фабрика Станиславского».

Также весь год аншлаги сопровождали постановку «Вий» по пьесе Василия Сигарева. Спектакль идёт на Малой сцене, поэтому билеты на него достать крайне сложно. Постановка уникальна своей метафоричностью, на что работают и режиссёрские идеи (Дмитрий Зимин), и сценография (Владимир Кравцев). Недаром «Вий» признан лучшим спектаклем премии «Браво!».

И конечно, мы продолжаем пристально следить за двумя очень интересными драматическими театрами области – каменск-уральской «Драмой №3» и Серовским театром драмы им. А.П. Чехова.

У последних сезон выдался крайне интересным, хоть и непростым. Чеховцам предстояло принять участие в нескольких фестивалях: «Ирбитские подмостки», «Браво!», Фестивале театров малых городов России в Камышине и творческой лаборатории Театра наций. На своей площадке серовчане приняли финал всероссийского конкурса новой драматургии «Ремарка».

Кроме того, небольшой театр за сезон подготовил пять крупных премьер: «Калигула», «Горка», «Анна Каренина», «Ловушка для птиц» и завершил сезон спектаклем «Красавица из Линэна». Но главное – в театре поменялся директор, а значит, нужно было подстраиваться под эти обстоятельства. Однако общий язык с новым руководителем Владимиром Пантелеевым не получилось найти у главного режиссёра – Петра Незлученко, который в самом конце сезона заявил о том, что оставляет должность. Сейчас идут очень бурные обсуждения вокруг этого события, и что ждёт театр в следующем сезоне, пока совершенно не ясно. Мы продолжим следить за развитием ситуации.

Каменск-Уральский театр драмы представил в этом сезоне десять премьер для самого разного возраста. В том числе спектакль «Голубая жизнь» по Максиму Горькому, «Человек из Подольска» – по золотомасочной пьесе Дмитрия Данилова, «Маша, Мария» по пьесе Алексея Иванова – но не того, о котором многие подумали, а молодого драматурга из Каменска-Уральского.

Напомним, следующий сезон станет для каменцев юбилейным – в ноябре труппе театра исполнится 95 лет. Поэтому сейчас в здании, где трудится театр, продолжается ремонт. В большом зрительном зале установили новые широкие кресла, из-за чего пришлось пожертвовать количеством мест в зале – оно уменьшилось с 945 до 780. Надеемся, на общую посещаемость это всё-таки не повлияет и комфортные условия, наоборот, привлекут зрителей в театр. Также и этом театре появился новый директор – раньше коллектив возглавляла Людмила Матис, художественный руководитель театра. Теперь же хозяйственные вопросы будет решать Полина Мамаева.

Куклы. Курс на взрослого зрителя

Прошедший сезон, на наш взгляд, смело можно назвать прорывом кукольного театра. В нашей области четыре профессиональных кукольных коллектива – все они по итогам шести месяцев Года театра вошли в топ-15 по посещаемости. Кстати, три театра – Екатеринбургский, Новоуральский и Краснотурьинский – представили в этом году свои спектакли на фестивале «Браво!». И что интересно, все постановки были рассчитаны на взрослого зрителя.

Отдельно остановимся на Екатеринбургском театре кукол. Их постановка «Дон Кихот» была номинирована на «Золотую маску», отмечена тремя наградами «Браво!», одна из которых – приз за лучший спектакль от «Областной газеты». А все премьерные спектакли этого года у Театра кукол были ориентированы на маленького зрителя – это «Колобок», «Поросёнок Плюх» и «Квартет». Последнюю постановку представили в финале сезона, и посвящена она 250-летию со дня рождения Ивана Крылова. Всё это вместе позволило Театру кукол в рейтинге посещаемости подняться на три позиции вверх по сравнению с прошлым годом.