Апологеты академизма на оперной сцене могут не волноваться. «Турандот» Пуччини, которой «Урал. Опера. Балет» открыл 107-й сезон, если и бьёт по нервам, то вовсе не модным ныне осовремениванием персонажей и сюжета. Действие, как и предписано литературным первоисточником Карло Гоцци, происходит в императорском Китае. А принца Калафа создатели спектакля и не думали обряжать в пиджак и джинсы. Внешне всё традиционно. Зато именно здесь вспоминаешь «маленькую» историческую деталь: в честь главной героини оперы назван… астероид 530. Астероид Турандот.
В истории оперы есть и другие факты, которые не позволяют отнестись к «Турандот» исключительно лишь как к произведению для услады зрителя. Факты-знаки. Факты-символы. Один из самых-самых – последнее произведение Пуччини не было дописано композитором. Сегодня в большинстве театров «Турандот» идёт с финалом Франко Альфано, дописавшего оперу на основе черновиков. Меж тем на премьере «Турандот» в 1926 году дирижёр Артуро Тосканини прервал спектакль, объявив: «Опера заканчивается здесь, потому что в этот момент Маэстро не стало». Эпизод и по сей день вызывает оцепенение. «Турандот» стала словно завещанием композитора. Или предупреждением?
Нет, у Пуччини вовсе не та принцесса Турандот, что всемирно известна и любима по версии театра имени Вахтангова. В основе, казалось бы, та же коллизия, сказка Гоцци. Только если «вахтанговская» принцесса просто не хочет замуж (и это такой простор для юмора) и потому мытарит женихов смертоносными загадками, то пуччиниевская Турандот – мстит. Помня о драме по женской линии в своём роду, ненавидя всех представителей сильного пола. А это, согласитесь, уже совсем иное «послание миру».
Нынешняя «Турандот» – третья постановка оперы в истории уральского театра. Режиссёр Жан-Ромен Весперини из Франции, только что поставивший «Богему» в Большом театре, шедевром Пуччини дебютировал в Екатеринбурге и, что называется, «на берегу» озадачил и заинтересовал своим режиссёрским консерватизмом. Он напрочь отказался от современных аллюзий, к чему театр приучил зрителя на многих последних премьерах. Актуальные интерьеры и подтексты a la «Важно слышать, что происходит за окном» стали давно ожидаемы в «Урал. Опера. Балет». И вдруг… «Когда мы приходим в театр и видим там то, что встречаем дома и на улице, – это не интересно, – заявил режиссёр Весперини. – Я считаю себя наивным человеком: люблю сказки, с удовольствием читаю их дочке, и когда вижу, как она слушает меня с горящими глазами, полными восхищения, – для меня это бесценно. Такого же эффекта я хочу добиться для зрителей в театре».
Театр поставил традиционную китайскую сказку. С восточной живописностью декораций и костюмов (сценография Дирка Хофакера). С ожидаемым раскладом характеров, включая второстепенных персонажей – министров Пинг, Понг, Панг. С хеппи-эндом, как положено в сказках и как дописано в опере другом Пуччини. Режиссёр, кажется, не добавляет ни йоту смыслов от себя. Иллюстрирует – и только. Как бы. Но без режиссёрских нагромождений стала отчётливее суть – конфликт героев. Стал очевидней «космизм» образа Турандот. Жестокосердие – беда вне времени. Актуальная всегда. Но не это ли бич прагматичного, не склонного к сантиментам XXI века? Уверенная в своём превосходстве, одинокая в озлобленности, Турандот (Ирина Риндзунер) калечит не только собственную судьбу. Злоба монаршей персоны выжигает и всё вокруг, опустошая сердца подданных. Находка спектакля: окружение Турандот делится равно на агрессивное воинство и поддакивающую толпу, «общественный идиотизм». Как же велика должна быть любовь Калафа, дабы смягчить сердце избранницы? Чтобы в жестокой девочке проснулась Женщина. О, это не укрощение строптивой. Тут дуэль покруче.
… Зрители всегда ждут на «Турандот» знаменитую «Nessun dorma». К сожалению, на премьере оперы хитовой арии Калафа (Алексей Косарев) не хватило того самого, ожидаемого и необходимого половодья чувств и звуков. Впрочем, разочарование с лихвой восполнил хор «Nessun dorma» в финале. Тут все акценты прозвучали. Любовь одного – сила. Любовь двоих – стихия. Она способна вернуть гармонию даже жестокому миру.