Театр «Урал Опера Балет» представил последнюю премьеру сезона – балет «Сильфида»

: Наталья Шадрина
: Полина Зиновьева
Фото: Полина Зиновьева

В театре «Урал Опера Балет» готовы к премьере последней новинки сезона. Это «Сильфида», уже завтра спектакль представят зрителям. Предыдущая версия легендарного балета на сцене нашего театра шла семь лет назад. Нынешняя постановка, как отмечают ее создатели, радикально консервативна, это реконструкция хореографии Августа Бурнонвиля, творившего в позапрошлом веке.

Мы уже привыкли, что каждая премьера этого театра – новация. За последние несколько лет мы удивлялись опере-медитации на санскрите, наблюдали, что получится из совмещения балета и рэпа в «Коньке-Горбунке», погружались в танцевальные эксперименты под музыку Леонида Десятникова. Продолжать можно долго, но в этот раз «Урал Балет» решил сыграть на контрасте – увлечь зрителя радикальным консерватизмом. 

Идея воспроизвести хореографию Бурнонвиля в театре «Урал Опера Балет» принадлежит Вячеславу Самодурову, воплощали ее на сцене Елена Панкова и Алексей Семёнов – педагоги-репетиторы екатеринбургской труппы, а также Дарья Павленко. В качестве дирижера выступает неоднократный обладатель премии «Золотая маска» Павел Клиничев.

Первую «Сильфиду» поставил в Париже Филиппо Тальони в 1832 году. Его дочь Мария исполнила заглавную партию и после премьеры проснулась главной балериной планеты. Под большим впечатлением от постановки оказался и датский хореограф Август Бурнонвиль. Он решил перенести балет в родной Копенгаген/

– Но у Бурнонвиля возникли проблемы с музыкой, – рассказывает балетмейстер-постановщик Елена Панкова. – Да-да, уже в позапрошлом веке была такая штука, как авторское право. И партитура композитора Шнейцхоффера оказалась слишком дорога. Тогда Бурнонвиль понял, что проще заплатить своему местному композитору и написать новое произведение, похожее на то, что создал Шнейцхоффер.

Так появилась еще одна «Сильфида». Со временем спектакль Тальони погиб, а вариант Бурнонвиля датчане бережно хранили и в середине ХХ века открыли миру.

– У нас большинство театров использовало версию Эльзы Марианны фон Розен, это середина XX века. Мы же решили, что раз спектакль возвращается после семилетней паузы, нужно предложить что-то интереснее, поэтому обратились к первоисточнику, – рассказывает Алексей Семёнов. – Конечно, в нашей постановке есть небольшие изменения – от каких-то мизансцен нам пришлось отказаться, где-то, наоборот, добавляли что-то новое. Все-таки прошло 200 лет – и техника изменилась, и читабельность мизансцен. Некоторые моменты просто были крайне длинными 0 в XIX веке это, наверное, было очень интересно, а мы же ускорили темп всего спектакля, чтобы это было энергично и не скучно. Получается, что у нас все-таки своя версия, версия «Урал Балета».

– Но это не значит, что мы изменили движения Бурнонвиля, – добавляет Елена Панкова, – хореографический текст сохранен настолько, насколько это возможно. Хотя записей балета, естественно, не сохранилось – хореография передавалось из ног в ноги.

Что касается дуэта хореографов Панкова-Семёнов, то Елена была ответственна за классические танцы – за партии Сильфиды, Джеймса и так далее. А режиссура и все характерные танцы остались за Алексеем Семёновым. Под словосочетанием «характерные танцы» подразумевается, конечно же, шотландская национальная хореография, которая вряд ли оставит зрителя равнодушным. 

Несколько слов о партии колдуньи Мэдж. Прессе довелось увидеть версию артиста Константина Хлебникова, но, как оказалось, далеко не все из первых зрителей поняли, что танцевал мужчина. 

– Как же хорошо, что вы не разгадали эту загадку, просто замечательно! – обрадовался хореограф Алексей Семёнов. – Обязательно передам Константину, для него это лучшая похвала. Понимаете, в этой роли очень важна именно мужская энергетика, при том, что двигаться Мэдж должна как женщина. Поэтому важно было не перейти определенную грань, сбалансировать то и другое. Здесь мы немного поэкспериментировали и в разных составах партию Мэдж исполняют и мужчины, и женщины. 

Фото: Полина Зиновьева

Отдельно стоит сказать о костюмах к этому спектаклю. Например, весь первый акт артисты танцуют как раз в эффектных национальных шотландских костюмах. Все верно, речь о килтах – в них танцуют и мужчины, и женщины. По правилам, такая юбка шьется из шерстяной ткани, но для балета, конечно же, предусмотрели облегченный вариант. Кстати, для художника по костюмам Елены Трубецковой (в недавнем прошлом балерины Екатеринбургского театра) – это первая большая работа в этом жанре. В целом же Елена Трубецкова и художник-постановщик Альона Пикалова в оформлении спектакля тоже ориентировались на Датский королевский балет, но наполнили его своими деталями. Так, интерьер первого акта собран по историческим образцам, и даже у камина, в который улетает Сильфида, есть родословная. Волшебный лес второго акта – фантазия по мотивам живописных работ Уильяма Тёрнера и Джона Констебла, современников «Сильфиды». 

Премьерные спектакли будут идти с 6 по 9 июля. Оплатить билет можно по Пушкинской карте.

Фото: Полина Зиновьева

 

Фото: Полина Зиновьева
Фото: Полина Зиновьева
Фото: Полина Зиновьева
Фото: Полина Зиновьева
Фото: Полина Зиновьева