В конце прошлой недели руководитель екатеринбургского Центра современной драматургии (ЦСД) Антон Бутаков обратился к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой о помощи. Дело в том, что в пандемию театру пришлось отказаться от нескольких проектов, приносивших прибыль, и как следствие – теперь у коллектива нет возможности оплачивать аренду. ЦСД находится в здании бывшего рыбзавода (ул. Малышева, 145 А лит. Ф), арендная плата в месяц составляет 130 тысяч рублей.
Наш регион, как мы часто любим повторять, занимает третье место по количеству театров. Всего их 38, 17 из которых можно назвать частными (пусть и с разной организационно-правовой формой). 17 – очень большое число, этим гордимся мы – зрители, этим часто в различных докладах оперирует и власть. Но пандемия нанесла частным театрам слишком сильный удар, последствия которого преодолеть сумели не все, хоть и очень старались.
Одним из таких театров стал Центр современной драматургии. Мы рассказывали о том, как учреждение переживало первую половину 2020 года – а жили в основном на донаты за онлайн-спектакли и просто переводы на карты, были и меценаты, периодически оказывавшие помощь. Всё это позволяло каждые две недели платить сотрудникам от трёх до пяти тысяч рублей, частично оплачивать коммуналку. До января 2021 года аренду театру разрешали платить с 50-процентной скидкой (85 тысяч рублей), после – 130 тысяч рублей в месяц (полная аренда – 170 тысяч).
До введения ограничений из-за ковида ЦСД был на самоокупаемости. Помимо продажи билетов театр зарабатывал проведением мероприятий на коммерческой основе и занятиями в трёх студиях: в школе драматурга (7 выпусков), актёрской школе (3 выпуска) и детской школе (2 выпуска). За время пандемии театр лишился практически всех дополнительных источников дохода, а залы, напомним, можно заполнять лишь на 75 процентов, и вряд ли в новом сезоне эта цифра изменится в сторону увеличения.
Сейчас Центр современной драматургии могут попросить из здания бывшего рыбзавода из-за долгов. К слову, это и так было не самое проходное место (промзона, вдали от центра Екатеринбурга), но выбирать театру особо не приходилось, они облагородили и его. Теперь же может встать вопрос о переезде, только вот куда?
Конечно, коллектив мечтает о помещении, предоставленном в безвозмездное пользование – по примеру того же «Коляда-театра» (тоже частного). С такой просьбой полгода назад театр обращался к городским властям, но помощи не последовало.
- Обращение от театра действительно было. Но помещения, подобного тому, которое требуется для Центра современной драматургии по площади, месту расположения и техническому состоянию, у муниципалитета сейчас нет, - комментирует пресс-секретарь мэрии Екатеринбурга Виктория Мкртчян.
Теперь театр надеется на областную власть. В министерстве культуры региона взяли паузу, чтобы разобраться в проблеме.
(от 14.07.2021)
В Департаменте информационной политики Свердловской области "ОГ" ответили на вопросы о сложившейся ситуации
- Рассматривался ли вариант помощи выплаты арендной платы театра? Поскольку заполняемость залов по-прежнему не 100 процентов, кроме того, ЦСД не смог из-за ограничений возобновить работу своих студий, что было источником дохода театра.
- С начала пандемии министерство культуры региона оказывало возможную поддержку Центру современной драматургии", в том числе провело переговоры с собственником помещения, где сейчас расположился центр, о снижении арендной ставки и о продлении договора аренды.
На сегодняшний день в регионе отсутствуют ограничения, связанные с работой студии: центр может вести занятия в прежнем формате.
- Обсуждался ли уже на уровне министерства культуры Свердловской области и губернатора вопрос о здании для Центра современной драматургии? Планируется ли в ближайшее время это сделать?
- Ведомством совместно с ЦСД и МУГИСО рассматривались варианты и условия передачи Центру нескольких зданий, относящихся к областному имуществу.
- Была ли оказана ЦСД грантовая поддержка из областной казны в нынешнем - 2021 году?
- Отметим, как в Свердловской области, так и на уровне Российской Федерации учреждения культуры могут претендовать на грантовую поддержку. В частности, в данный момент (до конца июля) Центр современной драматургии может подать заявку на участие в грантовом конкурсе Президентского фонда культурных инициатив и получить возможность компенсации аренды. Такой же конкурс будет объявлен в 2022 году.
Кроме того, Центр современной драматургии может принять участие в программе министерства культуры Российской Федерации «Большие гастроли» – подать заявку на организацию гастрольной деятельности.
На региональном уровне Центр современной драматургии в 2021 году получил грант в размере 500 тысяч рублей на постановку спектакля «Плаха» по мотивам одноименного романа Ч. Айтматова. На данный момент средства освоены, спектакль представлен зрителям.
О том, как обстоят дела на данный момент, мы поговорили с актёром, директором и главным режиссёром Центра современной драматургии Антоном БУТАКОВЫМ.
– Антон, проблемы у Центра современной драматургии начались ещё в прошлом году. Вы обращались к властям. Какой получили отклик?
– Проблемы начались с начала года. Во время карантина, в начале сезона (в сентябре 2020-го) мы как-то выживали. Нам сделали скидку на аренду. Но, к сожалению, трудности были неизбежны. В декабре мы обращались к городской администрации. Мэр города Александр Высокинский со своей командой начал нам немного помогать. Но потом он ушёл с этого поста, и всё подзамялось. От мэрии на тот момент ничего конкретного не было. Хотя документ, который мог нам помочь, насколько я знаю, был, но в администрации всё поменялось. Сейчас мы вновь вернулись к этим проблемам. В пятницу мы обратились к губернатору Евгению Куйвашеву, ждём какого-либо ответа. Обратились и к другим политическим деятелям Свердловской области. Пока никого отклика нет, но, наверное, времени мало прошло.
– Главный финансовый вопрос – аренда? Вы платите 130 тысяч, плюс коммунальные платежи.
– Да. Но у нас никогда никаких жалоб на это было. Мы развивались. Окупались и даже работали в плюс. Но из-за пандемии коронавируса мы ограничены. У нас полностью не может заполняться зал (вместимость ЦСД – 65 мест. – Прим. «ОГ»). Мы не можем заниматься дополнительным проектами, как, например, детской театральной школой «ЦСД-Kids» и другими. Всего стало меньше. И какими бы молодцами мы не были, но я понимаю, что аренда нас душит. Нам нравится это помещение, но для развития нам нужно чуть больше. Понимаю, что театр – это не бизнес, не магазин. Но мы один из самых популярных театров города. Нас знают и в России, и за рубежом. Приглашают на фестивали, серьёзные и большие. Мы занимаемся делом, которое всем даёт плюсы. И жителям, и городу. Делаем новый, интересный театр. Думаю, что власти могут нам помочь, чтобы стало чуть легче и мы могли заниматься творчеством. А эти проблемы не дают нам развиваться.
– Можете рассказать, сколько театр сейчас должен денег?
– Кроме аренды в течение года у нас есть дополнительные траты. Это всё накапливается. Мы пытаемся всё раскидывать, но не всегда получается. Для меня главное – выплатить зарплату артистам. Они работают за небольшие деньги, но работают у нас, никуда не уходят. Труппа живёт и развивается. Аренда… Арендодателю большое спасибо, они идут нам навстречу, но мы им должны. Долги у нас сейчас больше полумиллиона. Около 600–700 тысяч. Нам не хочется иметь плохую репутацию, мы хотим везде заплатить, но физически это не получается сделать. Но это не значит, что мы что-то брали и не отдавали. Это текущие расходы. В конце 2020 года мы закрыли долги за пять месяцев. Но новогодней кампании практически не было. Сейчас, грубо говоря, у театра осталось 30 000 рублей после сезона. Что мы можем сделать на такие деньги? Просто это рано или поздно приведёт к плохим последствиям. Когда мы уже действительно останемся без всего. Хочется решить эти проблемы без криков, без скандалов. А может стать ещё хуже – и должна быть хоть какая-то подушка безопасности. Чтобы понимать, что нас завтра не выгонят, потому что мы не заплатили.
– В прошлом году вы говорили, что есть поддержка донатами (добровольными денежными пожертвованиями). Сейчас вас так поддерживают простые люди, ваши зрители?
– В течение года несколько человек нас так поддерживали. Ходили на спектакли и отправляли донаты. Сейчас мы написали письмо и обратились ещё и к бизнесу. Понимаю, что для среднего бизнеса 30–50 тысяч это небольшие деньги. А для крупного бизнеса и миллион не такая большая сумма. Мы просим не для себя, а для города! Если не станет ЦСД – это будет большая потеря. Это всё будет заметно. Образуется вакуум.
– Но настрой у вас оптимистичный. В августе планируете открыть сезон, запланированы премьеры.
– Я не собираюсь унывать. И я не хочу чтобы это дошло до критичного уровня, когда нужно вопить о помощи. Варианты решения проблемы есть. Чтобы всем было хо-ро-шо. Со следующего сезона мы будем играть 30 спектаклей в месяц. Чтобы зарабатывать больше. Много запланировано премьер, и от одних названий только мурашки по коже. «Трудно быть Богом», например. Это никто никогда не ставил.
Антон Бутаков рассказывает, что на примете есть несколько зданий, которые сейчас пустуют, а театр может вдохнуть в них новую жизнь.
– В Екатеринбурге большое количество помещений, которые просто стоят. Мы отслеживали разные здания. И я понимаю, что если мы получим своё помещение, то превратим его во что-то уникальное для региона. Есть, к примеру, здание бывшего пивзавода на улице Розы Люксембург, 62, площадь – 3000 кв. м, но чтобы туда «зайти», нужно около 140 миллионов рублей. Есть домик Гайдара (дом, в котором в 1927 году жил писатель А.П. Гайдар, по адресу наб. Рабочей молодёжи, 23. – Прим. «ОГ»). В него тоже нужны большие вложения. Есть Дом Маклецкого (ул. Тургенева, 15), который передан Музею истории Екатеринбурга. Я всё понимаю, это муниципальная история, но глобальные вещи там, в отличие от ЦСД, не происходят. «Колизей» – шикарное здание. Там временно располагается Театр кукол, но в конце года они оттуда съезжают. Почему бы так не помочь ЦСД и не передать какое-то из зданий нам? Екатеринбург – мегатеатральный город, у нас множество творческих людей, но поддержка очень непонятная, скажем так.
К слову, о здании бывшего кинотеатра «Колизей». Екатеринбургский театр кукол заехал туда весной 2020 года. В декабре 2021-го должен завершиться ремонт их родного здания, и они покинут этот объект. Власти города объявляли, что дальше основным резидентом «Колизея» должен стать театр «Провинциальные танцы», там же расположится школа художественного руководителя Татьяны Багановой, вторым резидентом назывался оркестр «B-A-C-H», который тоже испытывает трудности в ведении концертной деятельности. Также начальник Управления культуры администрации Екатеринбурга Илья Марков отмечал, что будет в этом здании и место для современного драматического искусства, а именно для фестивалей и привозных спектаклей. Возможно, теперь, когда Центр современной драматургии испытывает такие проблемы с помещением, от первоначального плана (который тоже вызывал вопросы) стоит отойти?