«Петрушка Великий», как известно, проходит раз в два года, и перенос этого фестиваля стал бы невосполнимой утратой для мира театра кукол. Поэтому решение всё же провести смотр, несмотря на пандемию, конечно, было воспринято с радостью.
Мы уже писали, что «Петрушка Великий» стал одним из первых крупных фестивалей в стране, открывшихся офлайн. Более того, именно с него начался театральный сезон в Свердловской области – первые спектакли смотра были показаны уже 9 сентября. И естественно, многим было интересно прочувствовать на себе, в каких условиях мы теперь будем наслаждаться искусством. Тем более, что «Петрушка» проходил сразу на четырёх екатеринбургских площадках.
Стартовал фестиваль в новом для себя месте – открытом год назад Синара Центре. Традиционное приветственное представление «Петрушки Великого» отлично вписалось во двор культурного комплекса: здесь в полную мощь развернулся и «танцующий оркестр» Александра Павлова, комфортно чувствовал себя почти пятиметровый волшебник Гэндальф, а зрители смогли размяться под хит несостоявшегося Евровидения от группы Little Big.
Рефреном открытия стала фраза «Слава богу, не онлайн» – до последнего организаторы не знали, смогут ли они провести фестиваль в привычном формате, в итоге в трансляции свои работы по понятным причинам представили только иностранные участники (немецкий и французский коллективы). Остальные же приехали в столицу Урала – Петрозаводск, Красноярск, Омск, Санкт-Петербург и другие.
Ограничения, конечно, были. Без них, увы, пока нельзя. Перед входом на всех площадках измеряли температуру, обязательное условие – ношение масок. Заполняемость в залах – только 50 процентов, хотя как эгоистичный зритель скажу, что так даже удобнее. Тут, естественно, меня не поддержит ни один театр, ведь любые гастроли – дело очень затратное, и даже просто окупить поездки проданными билетами получится не у всех. Поэтому публика, конечно, должна ценить коллективы, идущие на риск, и что касается аудитории фестиваля, то свердловчане не подкачали – любовь к театру оказалась сильнее страха перед коронавирусом.
Многолетние зрители «Петрушки Великого» прекрасно знают, что этот смотр действительно даёт срез лучших кукольных спектаклей, созданных за последнее время. Недаром программы этого и других известных форумов периодически в чём-то пересекаются. Так, в 2020-м в афишу областного театрального фестиваля «Браво!» попали постановки «Краса ненаглядная» Краснотурьинского театра кукол и «Аладдин» Театра кукол «ФиМ» (Екатеринбург). На «Петрушке» им не досталось главных призов, но поверьте, это очень любопытные работы, завораживающие даже взрослого зрителя.
Теперь перейдём к победителю. Гран-при этого года присудили Республиканскому театру кукол из Йошкар-Олы за спектакль со сложным для русского уха названием «Йÿд орол», что переводится как «ночной караул». Для жителей марийской деревни это обычное явление – своеобразная ночная стража, следящая за тем, не случился ли где в деревне пожар. Говорят, этот обычай жив в деревнях республики до сих пор.
Спектакль создавался не по готовой пьесе, а скорее, по личным воспоминаниям режиссёра Алексея Ямаева, совместно с писателем Денисом Осокиным. Молодой парень Олёш возвращается в пустую деревню Маскародо (Род Медведя), в родной дом матери, где в детстве жил и он сам. Но встречает его только этот самый ночной караул – духи, которые перенесут его в прошлое, заставят вспомнить, о чём он мечтал, кого любил.
И это, пожалуй, идеальный спектакль для возвращения из почти полугодовой паузы. Зрителей рассаживают на сцене, обстановка максимально камерная, полностью гаснет свет. Да, все мы были в масках, но в этот момент так захотелось ощутить этот специфический запах театра… А в следующее мгновение нас уже окутывает атмосфера марийского фольклора – неожиданно, всё ещё в полной темноте, прямо за спиной мы слышим, как кто-то начинает издавать звуки, видимо, на традиционных для этого народа музыкальных инструментах.
Важный нюанс – кукол в спектакле нет. Полотно под названием «Йÿд орол» соткано из самых разных узоров: из игры актёров (пусть большинство из них в масках), из марийских танцев, из ассоциаций – будь то огромный кашалот, о котором грезил маленький Олёша, или оживающие изображения – не то в старинных фоторамках, не то в резных наличниках окон. Создателям постановки удалось главное – благодаря деталям, столь дорогим Олёше, заставить зрителя очутиться в своём детстве, уже со своим трёхколёсным велосипедом, со сказками своей бабушки и со своими переживаниями.
Олёшу играет Максим Белецкий, но был период, когда на сцене в этом спектакле его заменял сам режиссёр Алексей Ямаев.
– Конечно, для меня это личная история, это и моё детство, – рассказывает «ОГ» Алексей. – То, что волнует меня, как режиссёра, и наших актёров, многие из которых тоже выросли вот в таких деревнях, и сами ходили в эти ночные караулы.
– Уральского зрителя с культурой вашего народа познакомил режиссёр Алексей Федорченко, снявший картину «Небесные жёны луговых мари». Он и его команда были с нами на показе….
– Более того, я участвовал в этом кинопроекте (улыбается). Я был помощником режиссёра, работал с артистами, поскольку кино идёт на марийском языке, а также снялся в новелле с Яной Трояновой. Я хочу сказать Алексею Станиславовичу большое спасибо за то, что на этом фильме как раз и познакомился с Денисом Осокиным. Да и вообще именно с этой картины я начал погружаться в нашу марийскую тему.
– Интересно, я думала, что, скорее, наоборот могло произойти.
– Да, именно после этого фильма мы с Денисом начали придумывать спектакль, затем подобралась серьёзная команда. И я очень доволен и горд тем, что в постановке работают не приглашённые артисты, а наши местные, что мы смогли своими силами это сделать.
– «Йÿд орол» также номинирован в этом году на «Золотую маску». Вы успели представить его жюри до паузы?
– Нет, эта непростая поездка нам ещё предстоит 16–17 октября. Сезон мы, кстати, открыли чуть раньше, чем вы – ещё в августе, очень соскучились по сцене. Театр не может быть без зрителей, и никакой онлайн не заменит живого контакта на репетиции и с залом. Я очень надеюсь, что скоро мы минуем этот сложный период. Театр – это живое существо.
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».