Бенефис Голышева!

: Ирина Клепикова
«Любовный напиток». Фото из архива музея Екатеринбургского театра «Урал Опера Балет»

Как Станиславский, готова кричать: «Не верю!». Голышеву – 90?! В нынешнем мае, на традиционной встрече членов СТД – ветеранов войны, в любимой его песне «Эх, дороги!» он брал такой силы ноты, что молодые певцы «посторанивались». Какие 90? По словам коллег, он продолжает «бегать от старости», консультируя учеников в Уральской консерватории и бывших учеников – ведущих солистов в разных театрах Екатеринбурга. Да и России. По паспорту, может, и 90. По неистощимому юмору и куражу – лет двадцать. Ну, ладно – с гаком. Пацан!

«Душа, как губка, впитывает…»

Потому легко представляю его подростком, когда, собственно, и затеплилась в ученике ремеслухи, ремесленного училища, Коле Голышеве недетская тяга к музыке. Война кругом – конца-края ей не видно. В ремеслухе никаких поблажек. Два дня — теория, пять дней — практика на заводе. Смена — по 12 часов… А ещё он помнит: за перевыполнение нормы давали талон на кашу в заводской столовой. Каша была исключительно пшённой, 200 граммов. Но не надоедала: есть хотелось всегда.

В 13 лет работать без выходных, по 12 часов ежедневно. Да как они выдерживали это?

— Я вам больше скажу, — огорошивает Николай Николаевич. — После смены и на лодке через реку за дровами плавали, и на покос 12 километров пешком ходили… Но, чёрт его знает, возраст, что ли, такой был: если смена дневная и хлопот по дому особых нет, вечером после работы поел — и в клуб. Возвращаешься в полночь (хоть в телогрейке да косоворотке, а кого-нибудь нет-нет да провожать намылишься). А в клубе у нас и драматический кружок, и духовой оркестр… Я и в нём играл, и в хоре пел.

Что пели? Русские народные песни, «По долинам и по взгорьям…». Позже, когда была написана «Священная война», хоть хрупкими мальчишескими голосами, но и её выводили.

— Любопытно всё-таки, — продолжает Николай Николаевич, — как в годы войны самодеятельность поддерживалась всеми. И по всем статьям. Отец мой, пропадавший на заводе, успевал тем не менее и в драмкружок ходить. Первый секретарь горкома партии играл Платона Кречета в пьесе Корнейчука! Война войной, а в искусстве мы уносились в иную жизнь — мирную. Меня, когда уж я известен стал по выступлениям в хоре, директор училища — а был он эвакуированным с Украины — зазывал к себе. Учил песням на украинском. Пели вместе. Много позже, когда с труппой Свердловского оперного театра гастролировали на Украине, давали концерты в Днепропетровске, Киеве, Виннице, я пел украинские песни, и меня то и дело спрашивали: «Ты что — украинец? Так чисто поёшь…». А это — из детства. В детстве ж всё ярче, точнее воспринимается. Душа, как губка, впитывает. А уж потом, после войны, в армии всё продолжилось. Однажды полковник Сафонов, услышав, как я в наряде пою, вызывает к себе. Я думал — взгреет. А он достаёт баян: «Споём?» Будешь, говорит, петь от нашего полка на смотре. Спел — грамота за первое место! А через неделю — прослушивание и приказ о зачислении в ансамбль песни и пляски Западно-Сибирского военного округа…

«Евгений Онегин». Фото: из архива музея Екатеринбургского театра «Урал. Опера. Балет»

Николай Голышев дебютировал на сцене Свердловского театра оперы и балета в 1956-м, студентом третьего курса Уральской консерватории. Благодаря врождённой музыкальности, красивому голосу (баритон), высокой культуре пения сразу зачислен в стажёрскую группу театра, а в сентябре 1958 г. – солистом оперной труппы. Прослужил в Свердловском оперном более сорока лет. В репертуаре – около 60 партий. Спето и сыграно около 3 500 спектаклей, 500 романсов, авторских и народных песен, более 2 000 концертов.

С 1964 г. Николай Голышев преподаёт в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского, с 1967-го – в Уральской консерватории (в 1976–1983 и в 1986–2005 гг. возглавлял кафедру сольного пения, развивая основополагающие традиции русской вокальной школы).

Лауреат премии Союза театральных деятелей России «И мастерство, и вдохновенье». Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства

Онегинская строфа и… стек

Он мог быть и запевалой в военном ансамбле песни и пляски. Вполне. Командный (пардон – сольный) голос вырабатывать не надо. И в 90 гаркнет так – не забалуешь… Вот только лицедействовать в певческом ансамбле мало шансов. А Голышев – артист! Мгновенно преображающийся, входящий в образ. Талантливо подыгрывающий партнёру. Всегда готовый к любым «предлагаемым обстоятельствам». Словом, умница-судьба, что привела его на театральную сцену.

Поклонники и сегодня помнят его солнечного Фигаро, благородного Елецкого, Жермона со своей жизненной драмой, помнят его роли в знаменитых спектаклях Свердловского оперного «Сила судьбы», «Пётр I», «Обручение в монастыре», «Борис Годунов». Были среди голышевских ролей и такие, что, как говорится, не сочинены, а из жизни взяты: роли современников в «Зори здесь тихие», «Русская женщина», «Ромео, Джульетта и тьма» (все три оперы — К. Молчанова), «Сёстры мои» К. Кацман… И всё же из почти 60 партий, что в послужном списке оперного певца Николая Голышева, роль номер один – Онегин. Красивый вираж судьбы: именно в партии Онегина он дебютировал на сцене Свердловского оперного будучи ещё студентом (!) Уральской консерватории, и Онегин же стал вершиной его творчества.

Он спел Онегина 276 раз, в шести постановках разных лет Свердловского оперного.

– И шлифовал роль до последнего спектакля, – признаётся Голышев. – Партия сложна неимоверно: в ней, по сути, – два образа. Онегин в начале – повеса, баловень судьбы. В вокале легато, длинное дыхание, красиво. Без малейшего намёка на темперамент. Во второй части это битый жизнью, одинокий человек. Да ещё драма непрошеной, обречённой любви. В Онегине проступает звериное мужское начало. При этом масса нюансов внешнего поведения, обусловленных манерами XIX века. Как сесть (на фалды садиться нельзя!), где должен находиться лорнет, когда ты во фраке, с какого пальца начинать снимать перчатку, как бросить её. Не совладаешь с манерами – будет смешно. Отлично помню, как скован был сначала в обращении со стеком. Это уже на последних спектаклях, в сцене после нравоучений Онегина Татьяне, я уходил, небрежно сбивая стеком листочки с дерева…

Сегодня не каждому ведомо слово «стек». Ещё меньше видели этот твёрдый хлыст для управления лошадью. Единицы умеют владеть им… «Фрачным манерам», умению в равной степени владеть голосом и стеком Голышева учил «русский Баттистини», выдающийся певец и педагог Василий Ухов. Когда же на сцену стали выходить ученики Голышева, он им передавал «Онегина по наследству». В прямом смысле, кстати, передавал – из рук в руки. В «Евгении Онегине», которого Голышев в 2000 году выбрал для празднования своего 70-летия, он пел в спектакле вместе со своими учениками, которые по этому случаю приехали из разных уголков мира.

А ещё никогда не забуду, как в 2012-м для публикации в «ОГ» мы снимали в гримёрке Оперного трёх Онегиных – самого Николая Николаевича, студента Дмитрия Стародубова, у которого в тот вечер был дебют, и Александра Кульгу, который прежде пел Онегина, а тут в качестве режиссёра помогал вводу дебютанта. В советах по вокалу и актёрском кураже Мастер по-прежнему был вне конкуренции. («Куда ты бухаешься на полную попу. Так не садились в XIX веке. На краешек скамьи, откинув фалды…»). Ученики исполняли его любимую партию, но, по их же признанию, Голышев «покинул сцену непобеждённым». В Онегине да и в других ролях это были голышевские образы. Именные. С узнаваемой личностной интонацией, дерзостью в яркой подаче, особой «системой рифмовки» выразительных средств. Ну, как… в онегинской строфе.

Что же касается «покинул сцену непобеждённым», всё правильно. Николай в переводе с греческого – победитель. А тут – Николай Николаевич)))…

«Опричник» Фото: из архива музея Екатеринбургского театра «Урал. Опера. Балет»

Благодаря студии звукозаписи «Урал» сохранены и отреставрированы аудиозаписи Николая Голышева

  • Дж. Россини. Опера «Севильский цирюльник».
  • Речитатив и каватина Фигаро. Фигаро – Николай Голышев (баритон). Оркестр Свердловского государственного академического театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Дирижёр Кирилл Тихонов, 1964 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

 

  • Дж. Верди. Опера «Травиата». Ария Жермона из 2-го действия.
  • Жермон – Николай Голышев (баритон). Оркестр Свердловского государственного академического театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Дирижёр Евгений Колобов, 1976 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

 

  • П. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». 3 действие, 7 картина, заключительная сцена Онегина и Татьяны.
  •  
  • Онегин – Николай Голышев, Татьяна – Маргарита Владимирова. Оркестр Свердловского государственного академического театра оперы и балета им. А.В. Луначарского. Дирижёр Евгений Колобов, 1976 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

 

  • «Случайный вальс» (военные песни).
  • М. Фрадкин, Е.Долматовский. Исполнитель Н. Голышев, 2005 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

 

  • «Казаки в Берлине» (военные песни).
  • Дм. и Дан. Покрасс, Ц. Солодарь. Исполнитель Н. Голышев, 2005 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

 

  • «Прощайте, скалистые горы» (военные песни).
  • Е. Жарковский, Н. Букин. Исполнитель Н. Голышев, 2005 г. Студия звукозаписи «Урал» Уральской консерватории им. Мусоргского. Директор студии Виталий Келлер. Звукорежиссёр реставрации Жанна Скачкова.

Правительственная телеграмма

Почётному гражданину Свердловской области Н.Н. Голышеву

Уважаемый Николай Николаевич!

Сердечно поздравляю Вас с 90-летием!Несколько поколений уральских слушателей знают Вас как выдающегося певца, признанного мэтра оперной сцены, исполнителя ведущих классических партий, яркого, творческого, одарённого человека.Благодарю Вас за многолетний вклад в развитие уральской оперной школы, преданное служение искусству, сохранение лучших академических традиций, воспитание хорошего музыкального вкуса у публики. Рад, что Вы сохраняете созидательный настрой, а Ваш богатый опыт, мудрость, педагогическое мастерство помогает юным талантам взять верные ноты, раскрыть свой вокальный потенциал, овладеть выбранной профессией.От всей души желаю Вам здоровья, бодрости, оптимизма, всего самого наилучшего!

С уважением, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев