Как Станиславский, готова кричать: «Не верю!». Голышеву – 90?! В нынешнем мае, на традиционной встрече членов СТД – ветеранов войны, в любимой его песне «Эх, дороги!» он брал такой силы ноты, что молодые певцы «посторанивались». Какие 90? По словам коллег, он продолжает «бегать от старости», консультируя учеников в Уральской консерватории и бывших учеников – ведущих солистов в разных театрах Екатеринбурга. Да и России. По паспорту, может, и 90. По неистощимому юмору и куражу – лет двадцать. Ну, ладно – с гаком. Пацан!
Потому легко представляю его подростком, когда, собственно, и затеплилась в ученике ремеслухи, ремесленного училища, Коле Голышеве недетская тяга к музыке. Война кругом – конца-края ей не видно. В ремеслухе никаких поблажек. Два дня — теория, пять дней — практика на заводе. Смена — по 12 часов… А ещё он помнит: за перевыполнение нормы давали талон на кашу в заводской столовой. Каша была исключительно пшённой, 200 граммов. Но не надоедала: есть хотелось всегда.
В 13 лет работать без выходных, по 12 часов ежедневно. Да как они выдерживали это?
— Я вам больше скажу, — огорошивает Николай Николаевич. — После смены и на лодке через реку за дровами плавали, и на покос 12 километров пешком ходили… Но, чёрт его знает, возраст, что ли, такой был: если смена дневная и хлопот по дому особых нет, вечером после работы поел — и в клуб. Возвращаешься в полночь (хоть в телогрейке да косоворотке, а кого-нибудь нет-нет да провожать намылишься). А в клубе у нас и драматический кружок, и духовой оркестр… Я и в нём играл, и в хоре пел.
Что пели? Русские народные песни, «По долинам и по взгорьям…». Позже, когда была написана «Священная война», хоть хрупкими мальчишескими голосами, но и её выводили.
— Любопытно всё-таки, — продолжает Николай Николаевич, — как в годы войны самодеятельность поддерживалась всеми. И по всем статьям. Отец мой, пропадавший на заводе, успевал тем не менее и в драмкружок ходить. Первый секретарь горкома партии играл Платона Кречета в пьесе Корнейчука! Война войной, а в искусстве мы уносились в иную жизнь — мирную. Меня, когда уж я известен стал по выступлениям в хоре, директор училища — а был он эвакуированным с Украины — зазывал к себе. Учил песням на украинском. Пели вместе. Много позже, когда с труппой Свердловского оперного театра гастролировали на Украине, давали концерты в Днепропетровске, Киеве, Виннице, я пел украинские песни, и меня то и дело спрашивали: «Ты что — украинец? Так чисто поёшь…». А это — из детства. В детстве ж всё ярче, точнее воспринимается. Душа, как губка, впитывает. А уж потом, после войны, в армии всё продолжилось. Однажды полковник Сафонов, услышав, как я в наряде пою, вызывает к себе. Я думал — взгреет. А он достаёт баян: «Споём?» Будешь, говорит, петь от нашего полка на смотре. Спел — грамота за первое место! А через неделю — прослушивание и приказ о зачислении в ансамбль песни и пляски Западно-Сибирского военного округа…
Николай Голышев дебютировал на сцене Свердловского театра оперы и балета в 1956-м, студентом третьего курса Уральской консерватории. Благодаря врождённой музыкальности, красивому голосу (баритон), высокой культуре пения сразу зачислен в стажёрскую группу театра, а в сентябре 1958 г. – солистом оперной труппы. Прослужил в Свердловском оперном более сорока лет. В репертуаре – около 60 партий. Спето и сыграно около 3 500 спектаклей, 500 романсов, авторских и народных песен, более 2 000 концертов.
С 1964 г. Николай Голышев преподаёт в Свердловском музыкальном училище им. Чайковского, с 1967-го – в Уральской консерватории (в 1976–1983 и в 1986–2005 гг. возглавлял кафедру сольного пения, развивая основополагающие традиции русской вокальной школы).
Лауреат премии Союза театральных деятелей России «И мастерство, и вдохновенье». Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства
Он мог быть и запевалой в военном ансамбле песни и пляски. Вполне. Командный (пардон – сольный) голос вырабатывать не надо. И в 90 гаркнет так – не забалуешь… Вот только лицедействовать в певческом ансамбле мало шансов. А Голышев – артист! Мгновенно преображающийся, входящий в образ. Талантливо подыгрывающий партнёру. Всегда готовый к любым «предлагаемым обстоятельствам». Словом, умница-судьба, что привела его на театральную сцену.
Поклонники и сегодня помнят его солнечного Фигаро, благородного Елецкого, Жермона со своей жизненной драмой, помнят его роли в знаменитых спектаклях Свердловского оперного «Сила судьбы», «Пётр I», «Обручение в монастыре», «Борис Годунов». Были среди голышевских ролей и такие, что, как говорится, не сочинены, а из жизни взяты: роли современников в «Зори здесь тихие», «Русская женщина», «Ромео, Джульетта и тьма» (все три оперы — К. Молчанова), «Сёстры мои» К. Кацман… И всё же из почти 60 партий, что в послужном списке оперного певца Николая Голышева, роль номер один – Онегин. Красивый вираж судьбы: именно в партии Онегина он дебютировал на сцене Свердловского оперного будучи ещё студентом (!) Уральской консерватории, и Онегин же стал вершиной его творчества.
Он спел Онегина 276 раз, в шести постановках разных лет Свердловского оперного.
– И шлифовал роль до последнего спектакля, – признаётся Голышев. – Партия сложна неимоверно: в ней, по сути, – два образа. Онегин в начале – повеса, баловень судьбы. В вокале легато, длинное дыхание, красиво. Без малейшего намёка на темперамент. Во второй части это битый жизнью, одинокий человек. Да ещё драма непрошеной, обречённой любви. В Онегине проступает звериное мужское начало. При этом масса нюансов внешнего поведения, обусловленных манерами XIX века. Как сесть (на фалды садиться нельзя!), где должен находиться лорнет, когда ты во фраке, с какого пальца начинать снимать перчатку, как бросить её. Не совладаешь с манерами – будет смешно. Отлично помню, как скован был сначала в обращении со стеком. Это уже на последних спектаклях, в сцене после нравоучений Онегина Татьяне, я уходил, небрежно сбивая стеком листочки с дерева…
Сегодня не каждому ведомо слово «стек». Ещё меньше видели этот твёрдый хлыст для управления лошадью. Единицы умеют владеть им… «Фрачным манерам», умению в равной степени владеть голосом и стеком Голышева учил «русский Баттистини», выдающийся певец и педагог Василий Ухов. Когда же на сцену стали выходить ученики Голышева, он им передавал «Онегина по наследству». В прямом смысле, кстати, передавал – из рук в руки. В «Евгении Онегине», которого Голышев в 2000 году выбрал для празднования своего 70-летия, он пел в спектакле вместе со своими учениками, которые по этому случаю приехали из разных уголков мира.
А ещё никогда не забуду, как в 2012-м для публикации в «ОГ» мы снимали в гримёрке Оперного трёх Онегиных – самого Николая Николаевича, студента Дмитрия Стародубова, у которого в тот вечер был дебют, и Александра Кульгу, который прежде пел Онегина, а тут в качестве режиссёра помогал вводу дебютанта. В советах по вокалу и актёрском кураже Мастер по-прежнему был вне конкуренции. («Куда ты бухаешься на полную попу. Так не садились в XIX веке. На краешек скамьи, откинув фалды…»). Ученики исполняли его любимую партию, но, по их же признанию, Голышев «покинул сцену непобеждённым». В Онегине да и в других ролях это были голышевские образы. Именные. С узнаваемой личностной интонацией, дерзостью в яркой подаче, особой «системой рифмовки» выразительных средств. Ну, как… в онегинской строфе.
Что же касается «покинул сцену непобеждённым», всё правильно. Николай в переводе с греческого – победитель. А тут – Николай Николаевич)))…
Благодаря студии звукозаписи «Урал» сохранены и отреставрированы аудиозаписи Николая Голышева
Почётному гражданину Свердловской области Н.Н. Голышеву
Уважаемый Николай Николаевич!
Сердечно поздравляю Вас с 90-летием!Несколько поколений уральских слушателей знают Вас как выдающегося певца, признанного мэтра оперной сцены, исполнителя ведущих классических партий, яркого, творческого, одарённого человека.Благодарю Вас за многолетний вклад в развитие уральской оперной школы, преданное служение искусству, сохранение лучших академических традиций, воспитание хорошего музыкального вкуса у публики. Рад, что Вы сохраняете созидательный настрой, а Ваш богатый опыт, мудрость, педагогическое мастерство помогает юным талантам взять верные ноты, раскрыть свой вокальный потенциал, овладеть выбранной профессией.От всей души желаю Вам здоровья, бодрости, оптимизма, всего самого наилучшего!
С уважением, Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев