Названы победители 17-го международного конкурса молодых драматургов «Евразия». Жюри, состоящему из одного Николая Коляды, каждый год приходится решать нелёгкую задачу — выбирать из более чем 200 пьес 12 лучших.
Драматургам, приславшим свои работы на конкурс, нужно было учесть не только свой возраст (авторы должны быть моложе 35 лет), но и позицию организатора: «Тут пьесы выбираю только я. Это мой вкус. Нравится это или нет — вот такой мой выбор», — говорит, как режет, Николай Коляда. В этом году на адрес «Евразии» пришла 221 пьеса молодых и смелых драматургов.
Первыми узнали о своей победе участники номинации «Новая уральская драма», ведь в ней были представлены работы исключительно учеников Николая Коляды. Так, первое место было отдано пьесе «Тихий свет» Романа Козырчикова.
Кроме этого, были объявлены победители ещё в трёх номинациях конкурса. Драма «Нежный идол» Татьяны Набродовой стала лучшей для постановки на камерной сцене. Пьеса «Дикий джунгулс» сразу двух авторов Александра Тюжина и Игоря Витренко заняла первое место среди произведений для детского театра.
В главной номинации «Евразии» – «Пьеса для большой сцены» победу одержала Мария Малухина с работой «Барбетт одевается». Это история, на первый взгляд, об обычном 30-летнем мужчине Игоре. У него есть беременная девушка Аня и мама Марина Владимировна, женщины делят с ним одну крышу. Только вот иногда в доме, по приглашению Игоря, появляется ещё один гость — писатель Жан Кокто… на самом деле умерший 50 лет назад.
— Я определил победителя уже давно, до объявления результатов. Просто держал всё в тайне, — делится с «ОГ» Николай Коляда. – По-моему, это совершенно грандиозная пьеса. Я сразу же выслал её Кириллу Серебренникову. Сейчас пьесу читают в «Гоголь-центре», не знаю, поставят ли в итоге. Но мы вместе с Александром Сысоевым, моим ассистентом и режиссёром, решили, что обязательно будем ставить «Барбетт одевается» у нас в театре. Для этого мы подали заявку на 636 тысяч рублей в Российский фонд культуры. Совсем недавно мы узнали, что её одобрили.
Награждение победителей «Евразии» состоится 10 ноября в рамках фестиваля «Коляда-Plays». Со всеми пьесами, присланными в этом году на «Евразию», вы можете ознакомиться на сайте http://www.kolyada-theatre.ru/evraziya.
Марию Малухину можно назвать начинающим драматургом. Её дебютная пьеса «Замыкание» была написана всего год назад. Сейчас же, по признаниям самой Марии, в её арсенале уже восемь законченных пьес. До этого девушка специализировалась на киносценариях.
– Мария, расскажите, откуда вы узнали про конкурс? Видели ли вы спектакли «Коляда-театра»?
– В этом году я отправляла свои пьесы на конкурс во второй раз. В 2018-м «Замыкание» вошло в шорт-лист. Конечно, я и раньше знала о творчестве Коляды, но пока что видела его спектакли только в записи. В ноябре я планирую приехать в Екатеринбург на «Коляда-Plays» и наконец увидеть их вживую.
— По вашему мнению, есть ли отличие в работе над киносценарием и пьесой для театра?
— У меня два кинообразования – сценариста и режиссёра, поэтому когда я пишу сценарии, иногда бывает сложно полностью абстрагироваться от реалий кинопроцесса, от вопросов, как это всё потом снимать и сколько это будет стоить. В драматургии мне очень нравится то, что степень допустимой условности здесь гораздо больше. В театре больше свободы и, на мой взгляд, текст имеет больший вес, чем в кино. Поэтому написание пьес для меня – чистое текстовое удовольствие. Ещё одно отличие драматургии от киносценария в том, что обычно сценарий воплощается в один фильм, а из пьесы может получиться несколько совершенно разных и непохожих друг на друга постановок.
— Какие-то из ваших пьес уже можно увидеть в театре?
— «Замыкание» поставлено в независимом молодёжном театре «Новая сцена – 2» в Белгороде. Также было много читок и эскизов, впереди у этой пьесы ещё как минимум одна интересная режиссёрская лаборатория.
— Чем вас зацепила реальная история отношений Жана Кокто и Вандера Клайда?
— У меня дома есть альбом с фотографиями Мана Рэя, который я периодически листаю. Однажды я застряла на фото «Барбетт одевается», где как раз изображён артист цирка Вандер Клайд. Возможно, я видела этот снимок раньше, но не обращала особого внимания, а в этот раз взгляд почему-то зацепился. На следующий день я открыла этот альбом снова, потом ещё раз, и поняла, что придётся лезть в Интернет и выяснять, что же это за Барбетт. Конечно, тут же наткнулась на историю его отношений с Кокто, вот и завертелось…
— Ставили ли вы в вашей пьесе вопрос о самоидентификации? Как, к примеру, это было в фильме «Девушка из Дании», основанном на жизни Эйнара Вегенера… Или же читателям и зрителям стоит отбросить эти мысли?
— В этой пьесе довольно много тем, безусловно, вопрос гендерной идентификации – одна из них. Мне бы, правда, не хотелось, чтобы считывалась исключительно эта история. Не могу сказать, что в пьесе есть какой-то один главный посыл, но для меня самой довольно важна тема притягательности и одновременно опасности абсолютной красоты и совершенства. Мне кажется, каждый поймёт эту историю по-своему.
Мария Малухина родилась в 1991 году в Москве. Там же окончила бакалавриат МГИМО по специальности "международные отношения", а затем уехала учиться в Великобританию, где получила две степени магистра по специальностям: сценарист и режиссёр кино и телевидения. В 2014 году Мария переехала в Софию, где проводит большую часть времени, при этом не забывает навещать Москву. Также девушка пишет киносценарии, снимает короткометражные и документальные фильмы. В 2017 году она вошла в двадцатку финалистов престижного международного сценарного конкурса Jameson First Shot. Имея довольно большой опыт написания сценариев, Мария решила попробовать свои силы в художественной прозе и драматургии. В прошлом году она завершила свой дебютный роман «Прочь от моря» и дебютную пьесу «Замыкание».