На территории старого демидовского завода в Черноисточинске (Горноуральский ГО) открылся музей наличников. Здесь пока 23 экспоната, старшему из которых более века. Некоторые из резных домовых украшений получили вторую жизнь – превратились в зеркало, стеллаж и театральные кулисы. Первым красоту уральской резьбы оценил столичный гость – владелец самого крупного в России виртуального музея наличников Иван Хафизов.
Ранее наличники можно было увидеть на каждой уральской улице. Они не только украшали темнеющие от времени срубы, но и закрывали зазор между стеной и оконной коробкой. Даже самый скромный домик в резных наличниках и раскрашенных ставнях выглядел нарядным теремом. К сожалению, в эпоху стеклопакетов и фасадных панелей всё меньше окон имеют затейливое обрамление. Судьба ставших ненужными наличников незавидна: хозяева их отправляют в печь. Черноисточинск, находящийся в 24 километрах от Нижнего Тагила, стал счастливым исключением.
Три года назад две черновлянки – художник Нижнетагильского театра кукол Юлия Пиляй и её мама Елена Кирилюк - неожиданно для себя стали коллекционерами наличников.
– Увидела, что с соседнего дома сняли наличники и поставили к дровяной поленнице. Жалко их стало – выпросила. Вместе с мамой на тележке перевезли в свой двор и стали мечтать о том, чтобы собрать и сохранить ажурные домовые украшения. Сходили в музей истории посёлка, но там по этой теме ничего не было, – вспоминает Юлия Пиляй.
Может, так и подпирали бы стены частного дома старые наличники, но неожиданно для них нашлось достойное место. Владелец корпусов старинного завода предприниматель Александр Быков предложил творческому сообществу занять пустующие помещения. Так родился проект «АртРезиденция», который поддержали нижнетагильский центр «Мой бизнес» и местное отделение Союза художников. Об открытии арт-пространства «Областная газета» сообщала 24 марта 2020 года.
В начале августа в Черноисточинске намечался большой сбор творческих энтузиастов «Демидов-фест», на который собирались приехать пять тысяч участников. Были запланированы выставки, пленэры, концерты, мастер-классы. По известным причинам мероприятие пришлось сделать камерным, но музей наличников не только был открыт, но и стал театральной площадкой для выступления детского театрального коллектива.
Название нового музея – «Вычурны балясины». Балясины – это фигурные столбики, широко используемые в архитектуре и мебельном производстве. Они же часто встречаются на уральских наличниках, придавая им причудливую форму. Строго говоря, пока созданную в Черноисточинске коллекцию музеем назвать нельзя. Во-первых, собрание не отражено ни в одном реестре. Во-вторых, экспонаты не имеют научных аннотаций – неизвестны ни их авторы, ни время изготовления, ни вид древесины, из которой изготовлены наличники.
– Экскурсиями и сбором сведений о собранных наличниках у нас занимается Юлия Ивачёва, историк по образованию. Сейчас идёт сбор информации: факты устанавливаются по сохранившимся документальным источникам и со слов бывших владельцев, – поясняет Юлия Пиляй.
Одним из первых посетителей экспозиции стал московский фотограф и создатель виртуального музея наличников Иван Хафизов. В его коллекции уже есть экспонаты из нашего региона: в 2017 году он приезжал в Свердловскую область, чтобы сформировать музейную страницу, посвящённую творчеству мастеров-резчиков в Невьянске, Быньгах и Кунаре. Нынче московский гость прибыл в Черноисточинск и назвал открытие музея «эпохальным событием».
– В России немного экспозиций частных коллекционеров наличников, и мы приехали познакомиться с создателями музея «Вычурны балясины». Особенное впечатление произвёл наличник с фигурками лошадей. Такие встречаются крайне редко, – поделился Иван Хафизов.