Три «Белых слона»

: Пётр Кабанов
Марта Козлова, как однажды отметил Федорченко, очень любит призы. Особенно денежные. Она мечтает накопить на покупку кошки. Кадр из фильма "Война Анны"

Гильдия киноведов и кинокритиков России вручила свои награды – премию «Белый слон» – по итогам прошедшего года. Лучшим фильмом была признана «Война Анны» екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко. Более того, юная Марта Козлова, сыгравшая главную роль, была признана лучшей актрисой, а Алишер Хамидходжаев – лучшим оператором.  

Существующая с 1998 года премия Гильдии киноведов и кинокритиков на данный момент остаётся едва ли не единственной независимой кинонаградой в стране. Оттого, наверное, за Федорченко искренне радостно. И вот почему. 

С «Войной Анны» история столь сложная и грустная, что в очередной раз, рассказывая её, хочется пусть и риторически, но задать вопрос: ну почему так всё сложилось? Снятый в 2017 году фильм долго доделывался. На завершение постпродакшна – финальные работы над звуком, графикой, цветокоррекцией, выкуп прав на музыку и оригинальный саундтрек – создатели собирали деньги в Интернете. Краудфандинг тогда помог – необходимую сумму нашли (каждый мог пожертвовать хоть 100 рублей). У «Войны Анны» началось фестивальное турне, которое стартовало с престижного смотра в Роттердаме. Тут же от критиков стали появляться положительные и восхищённые отзывы.  

Российская премьера состоялась на «Кинотавре». «Война Анны» открывала основной конкурс. Необычная по своей стилистике работа Федорченко, рассказывающая историю маленькой девочки, прячущейся от нацистов в камине и вопреки всем и всему выживающая на войне, кажется, понравилась всем. Умилялись тогда и над восьмилетней Мартой Козловой, которая со сцены сказала, что слово «Кинотавр» у неё почему-то ассоциируется с драконом.

Но… так любимый на главном российском смотре Алексей Федорченко неожиданно остался без главных призов. И только Марту Козлову наградили спецдипломом жюри («За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка»). Такое решение тогда удивило очень многих, в том числе обладательница Гран-при и сценаристка «Войны Анны» Наталия Мещанинова рассказывала нам в интервью:  «Меня это удивило. Когда мы сидели в зале, у меня было такое ощущение: у нас – у фильма «Сердце мира» – приз за лучшую мужскую роль, а Гран-при – «Войне Анны». 

Расстроились от этого и продюсеры картины. По одной из версий, это стало едва ли не главным фактором в их решении не выпускать фильм в широкий прокат. Кому от этого стало лучше – непонятно. В итоге один из самых драматичных, художественно интересных и лучших фильмов о войне за много лет до зрителя не дошёл. Печальная история без счастливого конца. Работа Федорченко успешно ездит по российским и зарубежным фестивалям, получает призы, участвует в спецпоказах, но большинство зрителей её просто не видели! И увидят ли вообще – неизвестно. К слову, премия «Белый слон» как профессиональное сообщество эту проблему негласно старается актуализировать. Совсем жалко смотреть на прокат отечественного (пусть и авторского) кино в России. 

Наверное, российские критики некоторую справедливость восстановили: главный «Слон» – «Войне Анны». Конечно, думать о том, что решение тут чисто «прагматическое» – совершенно неверно. Просто художественные достоинства фильма вопросов не вызывают. Разве что давать приз за лучшую женскую роль Марте Козловой – слишком красивый жест. Соревнование с профессиональными актрисами – Анной Слю («Подбросы») и Натальей Кудряшовой («Человек, который удивил всех») – кажется не совсем правильным. С той, например, стороны, что Кудряшова в этом году получила на Венецианском фестивале приз как лучшая актриса.

А вот Алишер Хамидходжаев, создавший целый мир в пространстве камина, награждён вполне заслуженно. В своей номинации он победил с большим отрывом от Юрия Клименко («Ван Гоги») и Владислава Опельянца («Лето»). 

Впрочем, сильная в этом году была конкуренция. И «Лето» Кирилла Серебренникова, и «Сердце мира» Мещаниновой сильные и интересные работы. Первого, впрочем, признали лучшим режиссёром. Приз за лучший сценарий достался Авдотье Смирновой, Анне Пармас и Павлу Басинскому за «Историю одного назначения». Лучшим актёром признали Евгения Цыганова («Человек, который удивил всех»), лучшая музыка – Роман Билык, Герман Осипов («Лето»), а также Леонид Десятников и Алексей Сергунин («Ван Гоги»). Кстати, за костюмы наградили Андрея Понкратова («Лето»), который обошёл Алексея Максимова («Война Анны») и свердловчанку Елену Окопную, создававшую костюмы для «Довлатова» Германа-младшего

Комментарий

Лилия НЕМЧЕНКО, кинокритик, член правления Гильдии киноведов и кинокритиков России: 

– Голосование прошло, и я могу сказать, что голосовала за Федорченко – за лучший фильм, режиссуру и оператора. Две позиции из моего голосования оказались такими же, как и у большинства членов. За Марту я не голосовала: мне казалось, что это немного другая «весовая категория». Но на фестивале «Кинопроба», когда мы впервые в Екатеринбурге показали «Войну Анны», мы передали Марте подарки – она замечательная девочка. 

На «Кинотавре» все критики были убеждены, что «Война Анны» получит призы. К сожалению, такие ситуации бывают. Любые награды зависят от состава жюри. В кулуарах мы обсуждали этот фильм, и многие ставили его на первое место. Наша ставка не оправдалась. Но так было решено. Такое же, на мой взгляд, произошло и с фильмом «Ван Гоги» Ливнева. Замечательная картина. 

За Алексея я безумно рада. Думаю, что сейчас награда нашла своего героя. Премия «Белый слон» независимая, и все голосуют тайно. Тут никто ни на кого не давит. Я надеюсь, что и с прокатом тоже что-то решат, и он вернётся в большом формате, а не в варианте закрытых показов. Логика продюсеров здесь таинственна.