В этом году впервые на документальном кинофоруме «Россия» сразу две конкурсные программы: авторское и телевизионное документальное кино. В адрес дирекции феста поступило 404 фильма (из них 99 – на конкурс телевизионного кино). Об афише этого года и о том, зачем на пороге 30-летнего юбилея фестиваль меняет направление, мы поговорили с программным директором «России» Инной ДЕМЕЖКО.
– Инна Александровна, впервые за историю фестиваля вы объявили ещё и телевизионный конкурс. С одной стороны, это развитие киносмотра, с другой – серьёзная дополнительная нагрузка, и в первую очередь на вас, отборщиков. Чем было вызвано желание так усложнить себе жизнь?
– Дело в том, что взаимоотношения документальных кинофильма и телефильма достаточно давно нас всех волнуют. Сегодня документальным картинам – назовём их авторскими – очень трудно попасть на телеэкран. При этом тем, кто ещё застал настоящий бум теледокументалистики – в 70 е, 80-е и ещё 90-е годы, больно наблюдать за тем, что сейчас на телевидении называют документальным кино. Бездарность, бессмысленность, отсутствие профессии, стремление к жареному – зачастую именно так, как это ни печально, выглядит сегодня телевизионный фильм. При этом авторское кино, сделанное по канонам владения профессией (когда люди знают, о чём снимают, зачем и сколько времени должен занять замысел) на телевидение не берут, говоря, что это не формат. И мы уже несколько лет пытаемся разобраться, что же это за формат. Чем он плох – мы понимаем, но может быть он чем-то и хорош?
При этом телевидение в России да и во всём мире – это единственный путь продлить жизнь документальному фильму. Ведь в лучшем случае в течение двух лет режиссёр возит его на фестивали, собирает там какую-то аудиторию – и всё. Поэтому хочется как-то подружить эти две сферы, хотя они не враждуют, но и не испытывают друг к другу приязни.
– С какими критериями подходили к оценке телевизионных фильмов, какими характеристиками он должен обладать, чтобы попасть в конкурс?
– У телевизионного фильма особая аудитория, не та, что ходит в кинозал. Дома мы можем где-то прерваться, отвлечься – и режиссёры прошлых лет очень строго следили за тем, чтобы внимание зрителя не рассеивалось или чтобы зрителю непременно хотелось вернуться к экрану. Это очень большое искусство, которым сейчас тоже пытаются овладеть. Но сегодня предполагают, что зрителей нужно всё время развлекать. Если раньше режиссёры пытались обратиться к душе и сердцу зрителя, то сегодня душа и сердце – это практически атавизм. И здесь хочется сказать о том, чего не должно быть в качественном телефильме. Ведь все эти передачи, где непристойно ведут себя по отношению к Джигарханяну, к чете Мишулиных, как это ни горько, тоже называются документальными ток-шоу. Да, написанные плохими сценаристами, неправдоподобные до жути, но имеющие ранг документальной программы. Речь идёт не о том, чтобы выжечь это калёным железом, но хотя бы показать людям разницу – вот для этого мы делаем телевизионный конкурс.
Фестиваль «Россия» пройдёт на 11 площадках в Екатеринбурге, а также в Нижнем Тагиле, Верхней Пышме, Новоуральске и Невьянске
– Вы сказали, что телевидение и авторское кино – не дружат, но в афише фестиваля этого года есть Сергей Мирошниченко, который мастерски снимает и то, и другое, Наталия Гугуева - главный режиссёр документального кино «Первого канала» – раз в два года она представляет замечательные авторские работы. Получается, это те, кто в один момент понял, что просто авторского кино недостаточно и надо уметь обуздать телевизионный формат и двигаться в этом направлении?
– Скорее не так. Скорее они как раз захотели, чтобы у их фильмов была более долгая жизнь. И телевидение в этом случае должно быть не врагом, а стать союзником – у кого-то это получается, у кого-то нет, кто-то упирается в убеждённости, что он всё равно лучше всех, и ему не нужно больше ничего делать. Очень распространённая позиция. Те, кого вы перечислили – это высший пилотаж. Наше среднее и старшее поколение кинематографистов сегодня на высший пилотаж вполне способно. Это люди, виртуозно владеющие профессией, поэтому они сегодня могут быть востребованы в обеих сферах.
– Если говорить об авторском конкурсе, привычном для нас, в этом году очень насыщенная программа – 38 фильмов, в прошлом году был 31. Как в этом году в афише представлены страна и зарубежье?
– Зарубежье мало представлено. К сожалению, только Арменией, Беларусью и Латвией. Например, свои работы практически совсем перестали присылать Прибалтика и Грузия. Они просто не подают заявки в Россию, во всяком случае к нам. А Россия достаточно широко представлена – в этом году есть картина из Якутска, такого на моей памяти ещё не было, вполне профессиональная работа. В этом смысле нестоличному кино есть чем порадовать зрителя. А что касается насыщенности, то сам фестиваль удлинился на два дня – как раз дополнительные семь фильмов.
– В прошлом году мы отмечали смену поколений среди режиссёров документального кино. Эта тенденция актуальна для нынешнего фестиваля?
– В этом году дебютантов не очень много – ну мы и не ставим себе эту задачу, единственное, за чем мы гонимся, так это за хорошим кино. Конечно, приятно, когда фильмов молодых режиссёров много, но не менее приятно, когда видишь, как на твоих глазах становятся мэтрами те, кто начинали когда-то на фестивале. Так, в конкурсе мы увидим фильм Евгения Голынкина – я хорошо помню его дебют. Или Андрея Осипова – его дипломную работу показали на нашем фестивале, и она получила Гран-при – это был такой беспрецедентный случай.
Фестиваль "Россия" проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
В две конкурсные программы фестиваля «Россия» вошли 66 работ. Россию в конкурсе представят фильмы из Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Казани, Минска, Санкт-Петербурга, Москвы, Краснодара, Красноярска, Кирова. Впервые в конкурс вошли работы из Якутска, Нальчика и небольшого посёлка Уральский Пермского края.
Опубликовано в №178 от 29.09.2018