Кино. Лето. А не сходить ли мне туда?

: Данил Паливода
Для роли Майка Науменко Роману Билыку (слева) пришлось отращивать волосы. Скриншот трейлера фильма «Лето»

Сегодня на экраны кинотеатров страны вышел фильм «Лето» режиссёра Кирилла Серебренникова. Картина повествует о Ленинградском рок-клубе, о начале карьеры Виктора Цоя, его отношениях с Майком Науменко и его супругой Натальей.

Весь фильм «Лето» снят в чёрно-белых тонах, которые идеально дополняют картину Ленинграда 80-х, передают его антураж. Квартирники, рок-клуб, питерские подъезды и улицы – режиссёр переносит нас в то время, когда рок-музыка в СССР выходила на пик популярности. В основе картины заложены отношения лидера Ленинградского рок-клуба, солиста группы «Зоопарк» Майка Науменко (Роман Билык) и никому на тот момент не известного Виктора Цоя (Тео Ю).

Солист группы «Кино» (кстати, в фильме есть сцена, в которой музыканты и придумывают название группы) вместе со своим другом попадает на «прослушивание» к Майку. Эти пробы проходили в стиле рок – на пляже, с кучей алкоголя и драйва, присущего подобным тусовкам.

При этом жизнь главных героев кардинально меняется. Науменко пытается помочь Цою выйти на сцену рок-клуба, обсуждает с ним новые песни, слушает пластинки. Виктор становится частым гостем в доме семьи Науменко и, по классике жанра, заводит роман с женой Майка – Натальей (Ирина Старшенбаум).

Несмотря на это, Науменко продолжает помогать Цою, хотя у самого в творчестве наступает кризис. Более того, именно Майк приходит на помощь Цою и его музыкантам на первом выступлении «Кино» на сцене Ленинградского рок-клуба: молодых музыкантов публика не воспринимает, но соло Науменко приводит публику в восторг и спасает ситуацию.

У картины есть две отличительных особенности. Во-первых, на протяжении всего фильма в кадре появляется «скептик» (Александр Кузнецов). После некоторых сцен он возникал с табличкой «Этого не было», и фильм продолжался. Кирилл Серебренников сформировал свои истории вокруг личностей Цоя и Науменко, и «скептик» является той самой гранью, через которую нельзя было перейти, он возвращал зрителя в реальность.

Во-вторых, картина полностью пропитана музыкой. Звучат песни «Кино», «Зоопарка» (главный саундтрек фильма – композиция Науменко «Лето», перепетая Билыком). Кстати, исполнительская манера Романа, его индивидуальные особенности пения вызывают диссонанс: рок-группы 80-х годов пели привычным для современной молодёжи голосом Ромы Зверя. Помимо российских песен в фильме звучали композиции иностранных исполнителей, которые обыгрывались поставленными музыкальными номерами. Некий отсыл к «Ла-ла-лэнду», точнее, его рок-версия.

Концовка фильма «Лето», кстати, тоже очень напомнила нашумевший американский мюзикл. Наталья Науменко приходит в рок-клуб на выступление тогда уже набравшей популярности группы «Кино» и с целой гаммой чувств наблюдает за исполнением Цоем песни «Дерево», а Майк, наблюдавший за этой картиной, уходит курить.

Серебренников создал картину на основе фактов из биографии двух культовых музыкантов того времени – Майка Науменко и Виктора Цоя. Жена Майка, Наталья, помогала режиссёру и актёрскому составу, поэтому понять, что было на самом деле, а чего не было – довольно трудно.

Интервью

Солист группы «Звери» Роман БИЛЫК дебютировал в актёрской профессии именно в фильме Кирилла Серебренникова «Лето», сыграв Майка Науменко. Музыкант презентовал фильм в Екатеринбурге и поделился своими впечатлениями от картины.

– Фильм очень хорошо приняла французская публика на Каннском кинофестивале, она была в восторге, не зная контекста, истории. Критики написали хорошие рецензии, что удивительно: у меня есть друзья-французы, которые сказали, что такое бывает редко. Критики не знали, кто такой Майк Науменко, кто такой Виктор Цой. Они просто смотрели романтическую историю знакомства Майка и Виктора, в которой есть третий, главный персонаж – Наталья Науменко.

Роман Билык в Ельцин Центре. Фото: Павел Ворожцов

– Майк Науменко даже в лучшие годы жил в маленькой комнатке. Если бы вы на пике своей популярности находились в таком положении, как бы вы себя ощущали?

– Тогда было другое время. Они ходили в рок-клуб и показывали свои тексты КГБ, о какой популярности может идти речь? Их могли просто посадить в тюрьму за тунеядство, поэтому приходилось работать сторожами, в кочегарках. Они были свободными людьми, которые хотели заниматься музыкой, но делать этого не могли. Когда Майк и Цой ездили по квартирникам, их тоже могли повязать, это было незаконно. Когда началась перестройка, и людям разрешили зарабатывать с помощью музыки, они все начали ездить по концертам, и вся их дружба закончилась. И закончился Ленинградский рок-клуб. Все поехали зарабатывать деньги. Они не пели больше на кухнях, не показывали друг другу новые песни. Наступило новое время, и в этой новой эпохе Майк не прижился.

– Какую задачу в работе над фильмом ставил перед вами режиссёр?

– Кино не про какую-то одну историю, Кирилл Серебренников заложил в эту картину очень много. Даже на стадии монтажа и работы над звуком я открывал для себя новые вещи, которые были заложены изначально. Музыка, дружба, возвышенные, прекрасные отношения между людьми, бытовуха, политика, конфликт музыкантов… Началось всё с того, что Кирилл позвонил мне, предложил встретиться. Я сказал, что не смогу, потому что я музыкант, а не актёр. Но для Серебренникова было важно, чтобы хоть один из главных героев был настоящим музыкантом. Плюс было много музыки в фильме, кому-то нужно было с этим помогать. Я играл даже не совсем Майка, я играл музыканта, человека, который делает музыку. Также гитарист группы «Звери» Герман Осипов и я оказались музыкальными продюсерами фильма, хотя изначально об этом речи не шло. Я доверился Кириллу, мне было приятно с ним работать.

– Вы пытались быть похожим на Майка Науменко?

– Мы с Кириллом обсуждали этот вопрос. Я даже сделал несколько зарисовок и в специальной программе опустил голос на тон ниже. Голос стал очень похож, прямо фантастика. Но он сказал: «Нет, ты пой, как поёшь». Взял, конечно, чуть-чуть манеру у Майка, но в основном пытался петь обычно. А например, образ Цоя создавался целой командой: играл роль Тео Ю, который провёл колоссальный объём работы, выучил много русских слов и песен, озвучивал его другой человек, а пел – третий. Майка Науменко играл я один.

– Что можете сказать о партнёрах по съёмочной площадке?

– С Тео мы общались через переводчика и на английском языке. У него ещё были преподаватели на площадке, которые занимались с ним круглые сутки. Он, конечно, жаловался иногда, но терпел. Боец. Ира – отличный человек, открытый, честный. Если что-то не нравится – она обязательно скажет. Когда мы начали снимать фильм, меня трясло, я переживал, но Ира мне помогала. Она давала профессиональные советы и постоянно меня подбадривала.