Фестиваль документального кино «Россия» в этом году пройдёт в новые сроки – с 15 по 20 октября. Оргкомитет уже объявил конкурсную программу, она, как и несколько предыдущих лет, поделена на общеэкранные и телевизионные фильмы. В адрес смотра поступило более четырёхсот работ, 63 из которых отобрали в итоговую афишу.
Пока коронавирусные реалии ещё существуют, фестиваль не могут провести в стандартные для себя дни – самое начало октября. В прошлом году «Россия» прошла в конце ноября, теперь гостей и любителей документального кино ждут в середине октября.
В 2020-м смотр впервые прошёл в двух форматах – и офлайн, и онлайн (на сайте rossia-doc.ru). Это была вынужденная мера, чтобы ограничить количество зрителей в залах, ведь на данном фестивале всегда аншлаг. В нынешнем году помимо этой причины в пользу онлайн ещё и то, что значительно увеличилась аудитория смотра: теперь к показам «России» действительно присоединилась вся страна – познакомиться с лучшими документальными картинами можно из любой точки. Ограничена публика только временем – каждый фильм будет показан один раз, согласно расписанию в кинозалах.
Офлайн 32-й фестиваль «Россия» пройдёт в восьми городах – Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Верхней Пышме, Верхнем Тагиле, Невьянске, Полевском, Верхней Салде, Новоуральске, а также в селе Тарасково. В столице Урала будет задействовано шесть площадок. Церемонии открытия и закрытия состоятся в Екатерининском зале Свердловской детской филармонии, в Доме кино пройдут общеэкранный конкурс и внеконкурсные программы, в Библиотеке им. В. Г. Белинского — телевизионный конкурс. Кроме того, тематические показы запланированы в «Коляда-театре», центре «Царский» и в Доме офицеров.
Теперь непосредственно к содержанию. В общеэкранном конкурсе за призы фестиваля поборются 32 картины. С каждым годом столичные работы всё больше и больше вытесняют из программы кино регионов. Точнее, не так, многие режиссёры переезжают в столицу, так как там больше возможностей и делать качественное кино проще. Получается, что из 32 фильмов, только 11 сделаны не в Москве, из них лишь два – в Санкт-Петербурге. С точки зрения технической части, наверное, это и не страшно, а вот если говорить о смыслах, мы просто не узнаем, что думают о сегодняшней жизни в Новосибирске, Перми, Владивостоке…
Впрочем, авторы, работающие в столице, стараются смотреть шире. Например, фильм Дмитрия Завильгельского «Шульган-Таш» рассказывает о знаменитой пещере Башкирии, работа Татьяны Соболевой под названием «Русский путь» – о женщине, которая после двадцати лет, проведённых за границей, возвращается в родную деревню, чтобы изменить там жизнь к лучшему. Андрей Кончаловский, тоже представленный в конкурсе, продолжает в документальном формате исследовать глубинку – картина «Человек неунывающий» (к слову, уже отмеченная премией «Ника») – собирательный портрет русского человека, с его философией, отношением к жизни, к сегодняшнему дню. Среди героев зритель вновь увидит уже известного многим почтальона Алексея Тряпицына.
Также в программе есть фильмы из Ташкента, Тбилиси, Бишкека, Донецка и Луганска. Три работы в конкурсе имеют екатеринбургскую прописку. Это картина Марины Чувайловой «Чемпионки» о команде по синхронному катанию «Юность» из Екатеринбурга, которая в 2019 году в третий раз подряд выиграла юниорский чемпионат мира. Никита Бобров (кинокомпания «СНЕГА»), в свою очередь, представил историю страйкбольной команды «Спарта».
В этом году в конкурс отобрали сразу двух Головнёвых – братьев Ивана и Владимира. Иван Головнёв (директор фестиваля «ЭтноКино») живёт и работает в Екатеринбурге, на суд зрителей и жюри он предложит картину «ПереСказы Бажова» о творчестве легендарного уральского писателя. Производство фильма в 2020-м было поддержано министерством культуры региона, закадровый текст, кстати, читает актёр Юрий Назаров.
Местом создания картины Владимира Головнёва «Дальний план» указана Москва, но снималась она в Омске (точнее, в маленьких населённых пунктах вблизи города), где Владимир трудится на своей студии «Игра». «Дальний план» – по большому счёту, фильм о том, как работает госпрограмма модернизации кинозалов в глубинке. По поводу картины и обозначенной ситуации Владимир уже встречался с министром культуры Ольгой Любимовой, которая на основе этого кино тоже сделала определённые выводы о реализации проекта и о том, что необходимо скорректировать.
В телевизионном конкурсе (31 картина) одна свердловская работа – «Георгий Свиридов. Остановись время!» Елены Дубковой, но есть ещё фильм «О времени и реке. Чусовая» Валерия Тимощенко из Краснодара. Этот автор много снимал в горячих точках и не раз награждался призами «России», тем интереснее увидеть кино на другую тематику. В аннотации сказано, что Чусовая привлекла режиссёра как «единственная река, которая пробила себе проход с одного склона Уральского хребта на другой, начинаясь в Азии? она течёт в Европу». Что ж, совсем скоро мы сможем оценить результат.
Несколько телекартин посвящено деятелям искусства – помимо Свиридова, это Рерих, Коровин, Шаляпин, а также работа «Союзмультфильм. Недетские страсти» к юбилею знаменитой студии. Помимо этого, в конкурсе: работы об Арктике, историческое кино, и, конечно, не обошлось без самого актуального – фильмов о пандемии.