В Екатеринбурге подвели итоги 31-го Открытого фестиваля документального кино «Россия». Программа нынешнего смотра стала одной из самых сильных за последние несколько лет. И дело не только и не столько в профессионализме и художественных находках авторов. Этот фестиваль запомнится большим количеством работ с ярко выраженной гражданской позицией.
31-я «Россия» в условиях пандемии, напомним, проходила сразу в двух форматах – наряду с привычными показами в кинозалах были организованы онлайн-трансляции. И этот первый опыт оказался очень удачными, думаю, тут меня поддержат многие зрители. О том, что быть гостем фестиваля «на удалёнке» сегодня безопаснее, – понятно. Второй положительный момент в том, что при невероятной насыщенности программы (в день больше десятка картин) онлайн позволил увидеть больше, чем в прошлые годы.
Только на моей памяти на протяжении десяти лет организаторы говорят о необходимости привлечения молодого зрителя. Однако основная часть показов идёт в будни с утра и до вечера. Ни студенты, ни уж тем более работающие люди, при всём желании в таком графике пополнить ряды фестивальной публики не могут. Онлайн же эту ситуацию скорректировал. Как знать, может, оргкомитет сочтёт возможным перенести «пандемийный формат» на следующие смотры.
Мы привыкли, что конкурс «России» – это своего рода зеркало нашей жизни, некий срез главных тем последнего времени, которые особенно волнуют общество. В этом году документалисты практически в голос (пусть и каждый по-своему) выразили тревогу относительно будущего молодого поколения, а точнее, самой уязвимой его части. Гран-при фестиваля присудили картине «Спецы» режиссёра Анны Драницыной. Это кино о питерской школе, где учатся трудные подростки. На протяжении семи лет здесь работает воспитатель Александр, а для ребят просто Санёк. Он самоотверженно берёт на себя функции родителей, учителей, а главное, становится для них другом, который не бросит даже в самой тяжёлой ситуации, даже когда они оказываются за решёткой.
Фильм полностью чёрно-белый, авторы хотели подчеркнуть, что в жизни этих детей почти нет цветных красок. Но это не совсем так. Чёрно-белым он, пожалуй, должен был стать в финале, когда мы узнаём, что эту единственную в Петербурге школу для подростков с девиантным поведением закрывают. Сейчас ребята будут предоставлены сами себе. И Санёк больше не сходит с ними на рыбалку, больше не будет выхаживать их во время болезни, не угостит любимыми макаронами с тушёнкой.
Понять молодое поколение попыталась режиссёр Олеся Фокина. Её картина «Обнажённость» посвящена памяти Юриса Подниекса, того самого, что в 1986 году снял фильм «Легко ли быть молодым?» о проблемах советской молодёжи времён «Перестройки». Юрис планировал вернуться к своим героям через десять лет, но в 92-м его не стало. Монтажёр картины Антра Цилинска сделала это за него. Подниекс также был тем человеком, который переманил Олесю Фокину из тележурналистики в документальное кино. И вот спустя 30 лет она решила, пусть и отчасти, пойти его путём. В картине «Обнажённость» молодёжь – честная, романтичная, свободная. Более яркого контраста со «Спецами», наверное, не представить. Отчего взгляд на это поколение становится шире.
Евдокия Москвина с фильмом «Запрещённые дети» удостоилась Специального приза жюри «За доказательство того, что кино может влиять на жизнь и делать её лучше». Хотя данная формулировка на нынешней «России» применима к половине конкурсной программы, конкретно этот режиссёр отправилась в так называемый «Сирийский Курдистан», в лагерь военнопленных Аль Холь, чтобы забрать в Россию пятерых чеченских девочек-сестёр. Их родители перешли на сторону ИГИЛ (запрещённая в России организация), позже они были убиты, а девочки остались одни в этом лагере. Младшей на момент съёмок было чуть больше двух лет. Фильм уже можно посмотреть в онлайн-кинотеатре ivi.
Ещё одна работа в категории «гуманитарных» – это, конечно, «Нулевая отметка» Юлии Бывшевой из Иркутска. В недавнем интервью «ОГ» документалист Сергей Мирошниченко привёл пример, как во время пожаров в Сибири летом 2019-го не могли найти съёмочную группу, которая бы поехала это запечатлеть. И вот сибиряки реабилитировались – авторы «Нулевой отметки» отправились в городок Тулун, где случилось сильнейшее наводнение. Помимо того, что фильм стал уникальной хроникой страшного события, режиссёр рассказал истории четырёх семей, чья жизнь, как выразились сами люди, в тот день «обнулилась». У одних героев дом просто уплыл. Не осталось ровным счётом ничего. Авторы следили за пострадавшими на протяжении полугода, показав, что им пришлось пережить, и какую роль в этой истории сыграла власть. Эта работа была отмечена Призом Российского архива кинофотодокументов, как «Фильм, достойный государственного хранения».
Нам приятно отметить, что практически все картины, попавшие на старте киносмотра в рубрику «Выбор «ОГ», в итоге отмечены призами. Один из них «Кресты» – «Лучший полнометражный фильм» на 31-й «России». Автором сценария выступил уже упомянутый нами Сергей Мирошниченко, а режиссёром его дочь – Ангелина Голикова. Творческая судьба Мирошниченко началась в Свердловске, Ангелина здесь родилась. За плечами у Голиковой больше 20 документальных работ, на протяжении 12 лет она является директором докпрограммы Московского кинофестиваля.
Ангелина рассказала, что идея показать на экране одну из старейших тюрем страны – петербургские «Кресты» – к ней пришла случайно, она ехала в «Сапсане» и приняла новое здание тюрьмы за научный центр. Затем оказалось, что совсем скоро заключённых из старых «Крестов» должны были перевозить в новые, и у команды остаётся не больше двух недель, чтобы подготовиться к съёмкам.
Наблюдая за конечным результатом, вам ни за что не придёт в голову, что кино делалось в спешке. Работали в «Крестах» шесть операторов, дополнительный свет внутрь тюрьмы доставляли с «Ленфильма», более того, периодически в картине появляется хроника, снятая в этой тюрьме в прежние годы самим Мирошниченко.
С точки зрения содержания это, скорее, философская притча. Герои картины рассуждают о том, чем является для них это место. Для кого-то уроком, для кого-то территорией, которую они больше всего боятся покинуть, для кого-то – всей жизнью. В одной сцене появляется очень пожилая женщина, проработавшая в «Крестах» много лет, пережившая там блокаду. В этой тюрьме сидели люди, известные во всём мире – Троцкий, Малевич, Бродский. Список этот, увы, можно продолжать слишком долго. Именно там Лев Гумилёв создал свою знаменитую теорию пассионарности…
В картине показан знаковый момент для истории этого места – переезд заключённых в то самое новое здание «Кресты-2». Одновременно из старой тюрьмы перевозили более 2000 человек, проезд снимали с квадрокоптеров одним дублем – этой сцене позавидовали бы создатели боевиков. Да и вообще, некоторые зрители приняли эту картину за игровую, слишком качественно и интересно она сделана.
А драматизма фильму добавляет тот факт, что некоторые высокопоставленные чины, отвечавшие за строительство «Крестов-2», уже отправлены в эти стены.
Помимо фестивальной удачи в виде призов, картину ждёт и большая премьера. Фильм «Кресты» стал первой российской документальной картиной, отобранной для показа на одной из самых крупных мировых платформ на основе потокового мультимедиа Netflix. В дальнейшем авторы этой работы планируют создать целую серию фильмов о российских тюрьмах, включая Владимирский централ и «Бутырку».
«Лучший полнометражный фильм»: «Кресты», реж. Ангелина Голикова, студия «Остров», Москва.
«Лучший короткометражный фильм»: «Община», реж. Павел Фаттахутдинов, ООО «Кинотехнологии», Екатеринбург.
«Операторское мастерство»: «Нерка. Рыба красная», реж. Дмитрий Шпиленок, кинокомпания «SHPILENOK FILM», Москва.
«Лучший дебют»: «Костя Питерский», реж. Евгений Сущёв.
Специальный приз жюри: «Запрещённые дети», реж. Евдокия Москвина, кинокомпания «Стелла», Москва.
Приз зрительских симпатий: «Как некий херувим...», реж. и автор сценария Елена Дубкова, ООО «Кинохроника», Екатеринбург.
"Лучший телевизионный документальный фильм": «Дальстрой. Линия фронта», реж. Анастасия Якубек, ГТРК «Магадан».
Специальный приз жюри: «Буров и Буров», реж. Павел Селин, Москва.
Специальный приз жюри: «Аты-баты, шли с экрана в бой солдаты» (сериал «Вечная Отечественная»), реж. Андрей Осипов, студия «Точка зрения», Москва.
Приз зрительских симпатий: «Битва за Крым», реж. Валерий Тимощенко и Станислав Ставинов, «Студия ЦЕНТР».
Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».