Анимационная поэзия Дмитрия Геллера – в конкурсе юбилейного фестиваля в Анси

: Наталья Шадрина
Дмитрий Геллер в работе над очередной картиной. Фото из архива Д.Геллера

Во французском Анси стартовал Международный анимационный фестиваль. В этом году смотр – юбилейный, 60-й, и должен был пройти с размахом, но пандемия внесла коррективы и в это событие. Организаторы приняли решение провести его онлайн. В конкурсе нынче довольно большое российское представительство – 12 картин наших авторов, включая уроженца Свердловска режиссёра Дмитрия Геллера.

О том, что переноса смотра в Анси не будет, устроители решили сразу: «Существующие обстоятельства, календарь событий, а также запланированные отсрочки других фестивалей не дают нам возможности для манёвра», − отмечалось в сообщении на сайте смотра.

Что ж, для участников и тех гостей, которые готовы были лично посетить живописное местечко на озере Анси, это, конечно, не радостное развитие событий, но для зрителей в разных странах – возможность познакомиться с программой не выходя из дома. Не бесплатно, конечно, подписка стоит чуть больше 1000 рублей за возможность одними из первых увидеть лучшую анимацию года.

Фестиваль в Анси – одно из старейших и значимых событий в мире анимации. Смотр родился из секции «Международные дни анимации», которая появилась в 1956 году на Каннском фестивале. В 1960 году было принято решение на базе секции организовать самостоятельный анимационный фестиваль.

Фильм Дмитрия Геллера представлен в конкурсе короткого метра. Напомним, в марте режиссёр был удостоен Гран-при Суздальского фестиваля анимации за картину с уральским колоритом «Хозяйка Медной горы». Однако в Анси автор номинирован с другой работой – российско-китайского производства – под названием «10 000 уродливых чернильных пятен». Дмитрия неоднократно приглашали в Цзилиньский институт, где он ведёт практические занятия у студентов-аниматоров, итогом которых обычно становятся фильмы: «Мне очень хорошо в Китае. Как художник я чувствую там себя в своей среде, – пояснял Дмитрий в интервью «Облгазете». – Я работаю со студентами 3–4 месяца, что очень мало для создания фильма. Но зато студентов много, глаза у них горят, и это позволяет делать экспериментальные вещи. Поэтому в Китае я делаю такую анимационную поэзию».

Это определение, пожалуй, идеально подходит и к новой картине Геллера, в которой сюжет – не главное. Перед зрителем открывается история двух художников, они давно не встречались и теперь направляются друг к другу.

Художниками-аниматорами для картины Дмитрия Геллера были выбраны китайские студенты Фу Юнчао и Мэн Ган Иллюстрация: Кадр из фильма "10 000 уродливых чернильных пятен", реж. Д. Геллер

На фестивале в Анси 2001 года Дмитрий получил приз за лучший дебют с фильмом «Привет из Кисловодска» (сделанном, кстати, на Свердловской киностудии), будет символично, если жюри отметит автора и в юбилейный для смотра год. Но это, как мы знаем, не главное, важно, что фильм получился.

Конкуренцию Дмитрию среди короткометражных работ составили режиссёры из Португалии, Франции, Канады, США и других стран, а также три российские картины – «Мой галактический близнец Галактион» Александра Свирского, «Счастье» Андрея Жидкова и «Городская коза» Светланы Разгуляевой.

В полном метре российское кино представлено работами «Нос, или Заговор не таких» Андрея Хржановского студии «Шар» и «Огонёк-огниво» Константина Щёкина студии «Вверх!».

Итоги анимационного смотра подведут 30 июня. Конкурсные фильмы можно увидеть на сайте фестиваля. 

Досье «ОГ»

Дмитрий ГЕЛЛЕР родился 12 октября 1970 года в Свердловске. В 1990-м начал работу в творческо-производственном объединении при Свердловской киностудии. В 1997 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (Москва). Сейчас живёт и работает в Москве.