Через два дня вся Россия будет праздновать 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. «Областная газета» предлагает подборку фильмов, посвящённых жизни и подвигам советских солдат, воевавших с нацистскими захватчиками.
Большинство из представленных картин - известные шедевры российского и советского кинематографа. Понимание фильма начинается с понимания людей, стоявших за его созданием, их жизненного опыта. Именно поэтому мы решили заострить внимание на фактах из биографий режиссёров. Возможно, это поможет взглянуть на перечисленные фильмы по-новому.
Нетленная классика советского кинематографа, в своё время удостоившаяся множества государственных наград, памятного приза на Венецианском международном кинофестивале и была номинирована на «Оскар» как «лучший фильм на иностранном языке». По сюжету старшина Федот Васков, комендант железнодорожного разъезда, где проживало два отделения взвода советских зенитчиков, был недоволен поведением солдат, которые страдали от чрезмерной тяги к выпивке и женщинам. Поэтому в его подчинение присылают непьющих девушек-добровольцев, с которыми ему впоследствии предстоит остановить превосходящие силы нацистских диверсантов.
Отметим, что интересна и история создания картины. Режиссёр Станислав Ростоцкий в подростковом возрасте грезил кинематографом, а в середине 30-х годов даже снимался в фильме Сергея Эйзенштейна «Бежин луг», который так и не был завершён. В начале 1942 года был призван в армию, где служил в звании рядового 46-й запасной стрелковой бригаде. Станислава Ростоцкого не устраивала перспектива быть солдатом запаса, поэтому в сентябре 1943 года он сбежал на фронт, где служил в должности фотокорреспондента в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе.
Будущий режиссёр участвовал в множестве сражений, а завершил войну в Праге. По его рассказам, в 1944 году он получил тяжелейшее ранение – по нему проехал танк. Его нашёл проходивший мимо солдат, который доверил Ростоцкого медсестре Анне Чугуновой, сумевшей дотащить раненого до госпиталя. Его грудная клетка и нога были раздроблены, медсестра смогла спасти его.
Спустя почти 30 лет Станислав Ростоцкий снял двухсерийный фильм по повести Бориса Васильева «… А зори здесь тихие» в память о девушке, спасшей ему жизнь.
Александр Котт сегодня является одним из самых известных российских режиссёров. В 2000-х годах он занимался в основном посредственными телефильмами, о которых сегодня мало кто вспомнит. Однако в прошедшем десятилетии он снял несколько неплохих картин, вроде «Слепая любовь» и «Спитак», а также стабильно принимал участие в съёмках новелл для всех «Ёлок», начиная со второй части. Резкий скачок популярности режиссёра связан с его фильмом «Брестская крепость», вышедшим на большие экраны в 2010 году.
Почти трёхчасовой художественный фильм, снятый на основе реальных событий, рассказывает о героической обороне Брестской крепости, принявшей на себя первый удар нацистской военной машины 22 июня 1941 года. В центре сюжета – командующие обороной крепости майор Пётр Гаврилов, лейтенант Андрей Кижеватов и полковой комиссар Ефим Фомин, а повествование ведётся от лица воспитанника музыкантского взвода 333-го стрелкового полка Сашки Акимова.
Картина Александра Котта переполнена зрелищными, драматичными сценами, которые передают ужас и обречённость людей, попавших в осаду безжалостных противников. Нельзя не отметить работу Андрея Мерзликина, Александра Коршунова, Павла Деревянко и Алексея Копашова, сыгравших главных героев фильма. Во многом благодаря им картина вышла такой цепляющей и, что называется, «настоящей». Перепалки между персонажами, развитие взаимоотношений между ними и эволюция их характеров позволяют не только увидеть, но и прочувствовать состояние людей, которые первыми столкнулись с чудовищной войной.
Леонид Быков начинал свою карьеру в кино будучи актёром. Переехав в Ленинград в 1960 году, он совместно с Гербертом Раппопортом снял свой первый фильм – короткометражку «Как верёвочке не виться», которую зрители обделили вниманием. В 1963 году он уже самостоятельно снял комедию «Зайчик», но и эту картину ждал провал. Фильм раскритиковали, а у Леонида Быкова случился инфаркт. Наконец, в 1971 и 1973 годах вышли фильмы «Где вы, рыцари?» и «В бой идут одни «старики». Последний фильм имел оглушительный успех и стал одним из самых успешных в кинопрокате на территории СССР. Фильм 1977 года «Аты-баты, шли солдаты…» был также тепло принят зрителями и критиками, однако из-за него у режиссёра случился второй инфаркт.
Последний фильм Леонида Быкова «Пришелец», где он также выступил в качестве автора сценария и ведущего актёра, не был завершён. В 1979 году Леонид Быков погиб в автокатастрофе на 51-м году жизни. Он снял не так много фильмов, как мог бы, но картина «В бой идут одни «старики» навсегда останется одним из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне.
Фильм рассказывает о буднях лётчиков-истребителей второй эскадрильи гвардейского истребительного авиационного полка под командованием капитана Алексея Титаренко по прозвищу «Маэстро», сыгранного самим Леонидом Быковым. И это всё, что можно рассказать о сюжете картины, ведь более полутора часа зритель будет наблюдать за тем, как жили лётчики в войну – как они дружили, влюблялись, взрослели, менялись и гибли. Леонид Быков, Александр Сацкий и Евгений Оноприенко проделали отличную сценарную работу, детально прописав характер каждого персонажа, их поступки и мотивы, что позволяет зрителю полюбить героев и сопереживать каждой смерти.
Кроме того, «В бой идут одни «старики» очень красив для своего времени, это касается, в том числе сцен с воздушными боями. Режиссёр с детства мечтал быть покорять небо и дважды поступал в лётные училища, однако оба раза ему отказали по разным причинам. Но несмотря на это любовь Леонида Быкова к самолётам не прошла – и это видно в фильме.
Для Андрея Шальопы киноиндустрия не была делом всей жизни, к которому он стремился с малых лет. Сменив множество профессий, он пришёл в кино в возрасте 33 лет, снявшись в откровенно слабом четырёхсерийном фильме «Золотая медуза». После этого он решил основательно связать свою жизнь с кинематографом и взялся за написание своего первого сценария, по которому он сам же впоследствии и поставил фильм. Мистический триллер с элементами чёрной комедии «Поймать ведьму» вышел в 2008 году.
Уже в 2009 году у режиссёра была готова рукопись о героях-панфиловцах, для написания которой больше года ушло на сбор информации, изучение исторических сведений и поиск достоверных источников. Государство не захотело поддержать сценарий, поэтому авторам пришлось прибегнуть к сбору денег на краудфандинг-платформе Boomstarter. В сумме фильм «28 панфиловцев» собрал на Boomstarter почти 35 млн рублей и вышел на большие экраны в 2016 году.
Картина повествует о подвиге советских солдат 316-й стрелковой дивизии при обороне Москвы в 1941 году, когда преданные генералу Ивану Панфилову бойцы сдерживали немецкие войска возле Волоколамского шоссе. Имея на руках противотанковые ружья, гранатомёты, бутылки с зажигательной смесью и несколько пулемётов, панфиловцы за одни сутки уничтожили 18 немецких танков и десятки вражеских солдат. По окончании сражения из всей роты в живых остаётся лишь шесть человек.
«28 панфиловцев» - один из самых зрелищных и при этом реалистичных фильмов о Великой Отечественной войне, вышедших в России за последнее десятилетие. Камера постоянно пытается выхватить самый лучший кадр, а звуковое оформление и качественный монтаж создают у зрителя правильное чувство хаоса на поле боя. И если за красивую оболочку отвечали несколько десятков технических специалистов, то за драматургическое наполнение стоит благодарить актёров, показавших живые эмоции, а также Андрея Шальопу, написавшего сценарий.
Кстати, ранее "Областная газета" публиковала рецензию на этот фильм. Ознакомиться с текстом можно здесь.
С середины 80-х до середины 90-х годов Александр Рогожкин снимал полнометражные драматические фильмы, в числе которых «Ради нескольких строчек», «Третья планета», «Чекист», «Жизнь с идиотом». Однако известен режиссёр, прежде всего, своими комедиями и телесериалами: «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Улицы разбитых фонарей», «Операция «С новым годом», «Убойная сила». К драматическим картинам он вернулся лишь в 2002 году с фильмом «Кукушка», действие которого разворачивается в 1944 году.
Отступающие немецкие солдаты приковывают финского пленного Вейкко к скале и оставляют ему запас воды и еды. Чтобы его наверняка убили красноармейцы, пленного переодевают в форму СС и дают ему немецкую снайперскую винтовку. Тем временем, неподалёку от этой скалы под бомбёжку попадает конвой, который перевозит к месту допроса обвинённого по доносу капитана Красной армии Ивана. Он получает контузию и становится единственным, кто выжил. Его находит девушка народа саами Анни и перетаскивает к себе в дом. Вейкко удаётся освободиться от цепи, и в поисках места для ночлега он также добирается до дома Анни. Так, в одном доме оказываются три человека, говорящих на разных языках. Более того, один из них одет в нацистскую форму, из-за чего напряжение между главными героями постоянно нарастает.
«Кукушка» - это очень камерный фильм, который рассказывает о паранойе, непонимании и застилающей глаза ненависти к врагу. В подобных фильмах всё внимание акцентировано на психологической составляющей сценария и актёрской игре. Виктор Бычков, Виллэ Хаапасало и Анни-Кристина Юусо в полной мере смогли донести до зрителя всю глубину химии и сложность взаимоотношений между столь разными персонажами. Фильм длится чуть больше полутора часов, но за это время он подарит столько эмоций, сколько порой не найдёшь в масштабных и раздутых от бюджета, но пустых блокбастерах.
Кроме того, в честь 75-летия Победы на Первом канале показали фильм екатеринбургского режиссёра Алексея Федорченко "Война Анны", который в 2018 году удостоился наград как лучший фильм на кинопремиях "Ника", "Белый слон" и "Золотой орёл".
Напомним, что режим самоизоляции в Свердловской области продолжается до 11 мая включительно. Чтобы вам не приходилось скучать на выходных, предлагаем ознакомиться с нашей предыдущей подборкой фильмов.