На страницах нашего издания мы рассказывали о масштабной выставке в Екатеринбургском музее изобразительного искусства «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России». Этот материал назывался «Тайник для шедевров», ведь часть из 107 работ той коллекции довольно продолжительное время хранилась в обычной свердловской квартире. Но, как оказалось, в этой истории много белых пятен, заполнить которые ещё только предстоит.
На открытии выставки в Екатеринбурге большое внимание было уделено самой Казимире Константиновне, ведь именно она на протяжении нескольких лет собирала поистине бесценную коллекцию. Но после её смерти коллекция перешла сначала к племяннице Басевич – Галине Лотарёвой, а затем к её дочери – Рэне. И вот об их судьбе известно не так много. Мы в тексте предположили, что коллекцию из Ленинграда, где и жила Казимира Басевич, Галина Лотарёва забрала, когда переезжала жить из Северной столицы в Свердловск. После публикации к нам в редакцию обратилась троюродная сестра Рэны Михайловны – Нелли Ивановна Мызникова. Она-то и рассказала нам, что на самом деле Галина всегда жила здесь, в Свердловске, а её папа вообще родом из Камышлова…
– Нелли Ивановна, расскажите про вашу связь с этой необычной семьёй?
– Наши мамы с Рэной были двоюродными сёстрами. Конечно, мы часто общались. Я несколько раз была на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге, где похоронена Казимира Константиновна. А Рэна с мамой всю жизнь прожили на Урале. Тётя Галя уехала первый раз в Ленинград, когда заболел муж Казимиры Константиновны, нужна была её помощь. Позже заболела и сама тётя Казя – она перенесла инсульт, необходим был уход. Поэтому Галина Иннокентьевна взяла с собой и дочку Рэну. Видимо, уже после смерти Казимиры Басевич они перевезли картины, потому что квартиру в Ленинграде нужно было освободить. Но мы – родственники, о том, что у Лотарёвых хранились такие шедевры, раньше не знали.
– То есть к себе домой Рэна Михайловна действительно никого не пускала?
– Пускала родню, но была очень осторожна. Я видела в её квартире изящные статуэтки, шикарную керамическую ширму, дорогие сервизы – всё это она, кстати, тоже передала в дар музею. Несколько картин у неё висело на стене, но они были закрыты занавеской. Остальное, видимо, хранилось где-то подальше от чужих глаз. Кстати, все написали, что жила она в двушке, на самом деле в квартире было три комнаты.
– В музее нам рассказывали, что Рэна Михайловна была довольно одинока, возможно, отчасти как раз из-за того, что хранила у себя все эти работы…
– В молодости Рэна была замужем, но развелась – её муж был москвич, но что-то не получилось. Больше особо никого в квартиру она не приводила, видимо, не нашла такого надёжного человека. Но у Рэны было много друзей. Она работала в Архитектурном институте – была архитектором, профессором. Она заканчивала строительный факультет УПИ, училась в параллели с Борисом Ельциным и Наиной. Кстати, на судьбу Рэны повлиял как раз второй муж Казимиры Басевич – Аким Захарович. Он был знаменитым специалистом в гидротехническом строительстве, и, посмотрев её работы, сказал, что она обязательно должна стать архитектором.
– Мы читали, что на увлечение Казимиры Константиновны изобразительным искусством повлиял как раз её муж.
– Да, только первый муж – Сергей Туров. Он, кажется, был учёным-зоологом. Несмотря на род деятельности, в детстве он учился в частной художественной школе. И видимо, тогда полюбил искусство настолько, что сумел заразить этим увлечением и жену. Она ездила по картинным галереям и при любой возможности скупала картины.
– Рэны Михайловны не стало в марте этого года. Совсем немного не дожила она до выставки. Вы помните, как шла передача оставшихся картин в дар?
– Мне позвонили ночью, когда она попала в больницу. Я дождалась утра, отправила к ней дочку, за Рэной ухаживала она. Уже в больницу приезжали музейные работники, видимо, подписывали акты о передаче. А сами картины, она, судя по всему, отдала раньше. Рэна Михайловна была очень прямая, справедливая. И если уж было так завещано Казимирой Константиновной – значит, она должна была это сделать.