В этот раз мы предложили заполнить нашу «книжную полку» победителю «Аэлиты-2016» — пермскому писателю-фантасту Евгению Филенко. Он назвал лучшие, на его взгляд, фантастические книги последних лет.
Евгений Филенко — родился в Перми в 1954 году. Окончил экономический факультет Пермского государственного университета по специальности «экономическая кибернетика», работал программистом. Автор нескольких романов («Гребень волны», «Вектор атаки», «Объёмный взрыв» и др.), повестей («Межвременье», «Эти двое» и др.), рассказов.
Энди Уир. Марсианин
Уж как только не перевирали толмачи простую, казалось бы, фамилию! Так вот, не «Вейр», не «Вейер», а «Уир». К счастью, в тексте больших ляпов они не натворили. Возможно, потому, что сам роман написан лёгким, прозрачным, доступным даже для выпускников иняза слогом. Должно быть, все смотрели фильм, но в романе пафосный градус сильно снижен в пользу мрачноватого юмора. «Но чёрт побери, ведь я же ботаник! Я должен найти решение». Десять-ноль в пользу фундаментального образования.
Анджей Сапковский. Сезон гроз
Ведьмак Геральт возвращается, чтобы напомнить всем, кто в фэнтези главный. Пан Анджей, отточив перо на эпохе гуситских войн, берёт интеллектуальный тайм-аут и без видимого напряжения выдаёт солидный объём новых приключений старых героев. Традиционно скверный перевод не в состоянии испортить праздник ценителям жанра иронической европейской фэнтези.
Мария Галина. Автохтоны
Лучшее в отечественной прозе последнего времени и, похоже, недооценённое. Роман в стилистике магического реализма, с абсурдистским флёром и ангельской чертовщиной, простой в своей сложности, с ясной детализацией, узнаваемостью реалий и странным финалом, который я при первом прочтении счёл «слитым», но затем изменил своё мнение. Не то театральный историк, не то искатель раритетов прибывает в старинный город в поисках давно забытой сценической постановки, о которой, однако же, помнят все. Разумеется, он найдёт не то, на что рассчитывал…
Антивыбор
Человеку отпущено на своём веку прочесть не слишком много книг, и неразумно тратить время и силы на литературный «фальшак». Сюда относятся:
Книги про попаданцев всех мастей.
Книги, на обложках которых присутствует местоимение «наш» во всех вариантах — «как-бы-патриотизм», но на самом деле детские комплексы из песочницы, в то время как подлинный патриотизм выглядит иначе.
Инфантильные фэнтези, все эти «Я ведьма», «Я принцесса», «Я и эльфийский принц».
И, разумеется, фантастика и фэнтези с классификатором «юмористическая» должны быть совершенно исключены из рациона.
Кстати
Так выглядит главный приз фестиваля «Аэлита». Идея такой формы статуэтки — шара, взмывающего вверх на двойной спирали — принадлежит местному мастеру Виктору Саргину. Единого лекала никогда не было — пропорции и материалы всегда немного отличались, оставалась лишь общая концепция. Шар «Аэлиты» этого года сделан из обсидиана, основание — из чёрного горного хрусталя (мориона), металл — мельхиор. Есть предание, что Киру Булычёву (лауреату «Аэлиты-1997») предлагали выставить его статуэтку в Лондоне на аукционе «Сотбис» со стартовой ценой 25 тысяч английских фунтов…