Книга-судьба: «Сонечка»

: Ирина Клепикова

— В Год литературы читатели, сподвигнутые «Областной газетой», разнообразно представляют значимые для себя книги. А труд и счастье моей жизни — как раз искать читателя. Растить его, наслаждаться общением. В этом смысле моя книга-судьба — «Сонечка» Людмилы Улицкой. Повесть-песня, гимн дивной женщине, «идеальной жене», как решили мои старшеклассники. Но такой Сонечку сформировали именно книги.

Несложен сюжет о семейной жизни «возвышенной девицы» Сони, в который вплетена измена мужа Роберта с Ясей, подругой дочери Тани. Но «любовный четырёхугольник» гораздо интереснее как четыре типа читателей. Старший из них, Роберт Викторович, поживший в Европе, знакомый широко и полно с мировым искусством, — скептик и сноб. Всё-то он читал, мало чем доволен, ничем не восхищён. Его «гуманитарно невинная дочь» Таня читает только фантастику. Прелестная Яся постоянно перечитывает пьесы Островского и Шекспира, а также учит наизусть необходимые для экзамена в театральный басни Крылова. И только для Сонечки чтение — высшее наслаждение…

Как разнообразно описывает автор 20 лет беспрерывного чтения Сонечки! От семи до двадцати семи лет она «впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей книги». Эта пожизненная страстная любовь к вымышленному миру имела два перерыва. Судьба послала Соне сначала недолгую раннюю влюблённость в одноклассника Витьку. Переболев (буквально) этот жгучий эпизод, девочка отсекает из своей жизни интерес к мальчикам и возвращается в мир книг. Она «пасла свою душу на просторах великой русской литературы, то опускаясь в тревожные бездны подозрительного Достоевского, то выныривая в тенистые аллеи Тургенева и провинциальные усадебки Лескова».

Став библиотекарем, Сонечка истово работает в своём подвальном хранилище, «с лёгкой болью прерванного наслаждения» заканчивая рабочий день. Здесь и заметил её Роберт Викторович, увидевший в нескладной девушке внутренний свет. Любовь, замужество — с любовью и изменой… А потом овдовевшая Соня опять вернулась к книгам, которые, как истинные друзья, терпеливо ждали, чтобы утешить и помочь жить. «Она уходит с головой в сладкие глубины, в тёмные аллеи, в вешние воды». Девушка представляет себя на месте литературных героинь, вместе с ними переживая любовь, предательство и успех.

«Сонечка» не изменила, скорее — отразила мою судьбу. Узнаю себя в Сонечке. Мы — один тип человека и читателя. Почти по Пушкину — «Ей рано нравились романы. Они ей заменяли всё…» Кто-нибудь, возможно, не согласится с таким мироощущением — фатальным проживанием чужих жизней (иногда взамен собственной). Но как от этого отказаться?..