— Горького я полюбил с его «Исповеди» (прочёл в четвёртом классе), с запомнившейся однажды и навсегда фразы «Человек — это божечко». После того читал всё, что мог найти из написанного Горьким. Но истинно судьбоносным стал для меня роман «Мать». Мы, люди старшего поколения, проходили его по школьной программе, и иные даже воспринимали его как обязательное и уже потому скучное чтение. А меня книга захватила настолько, что я написал по ней пьесу. Семья наша жила тогда далеко отсюда, в сельской местности — ни театра, ни даже клуба, поэтому пьесу и затем школьный спектакль по ней восприняли очень положительно. А я сыграл Павла Власова.
Вряд ли тогда, в седьмом классе, я что-то формулировал для себя про значимость романа Горького в моей жизни. Скорее понял это с годами — как же всё сошлось в «одной точке»: интересный, с интригой и живыми характерами, роман, его реальная историческая основа и я, как ни крути, включённый в это. Словом, литература, история и я. Так по жизни и пошло.
А жизнь у меня большая. В июле исполнилось 100 лет. Куда только ни кидала судьба и события в стране, а литература и история всегда были со мной. Или я при них. В 1937-м окончил педагогическое училище, по распределению преподавал в Булгаковской семилетке, потом — учёба в Тамбовском пединституте. В 1939-м был призван в Красную армию — командование части, оценив учительские способности, выдвинуло на должность политрука. Потом — война, которая, однако, не убила интерес к литературе. Я и на войне, когда позволяла обстановка, читал книги. Читал их и бойцам — помню, это были «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели и роман Степанова «Порт-Артур».
После войны с Германией переброшен был на Дальний Восток, для битвы с японцами. Потом — направление на учёбу в ленинградский Высший военно-педагогический институт, и на вступительных экзаменах я писал сочинение на свободную тему по советской литературе. Как же было обойтись без Горького! А дальше — работа старшим преподавателем в военно-политическом училище (лекции и семинары, история и литература), ещё дальше — служба на Урале, в штабе УрВО… И неизменно все эти годы — службы и преподавательской работы — в моей жизни были нераздельны история и литература. Реальность и вымысел. Проза жизни и поэзия беллетристики.
В настоящее время уже не работаю. Пять лет назад стал членом «Семейного клуба любителей книги». По каталогам заказываю книги, получаю и читаю. По-прежнему интересуют прежде всего те, что основаны на реальных исторических событиях. Вроде романов «Мать» или «Спартак». Только горьковский роман мне нет нужды выписывать: он со мной.