— Спасибо мужу: это он в начале 1990-х принёс домой толстую книгу, изданную в Средне-Уральском книжном издательстве. На обложке крупно три знаковых имени мировой истории — Иисус Христос, Иуда Искариот и Понтий Пилат. Вообще-то я неверующая, хотя уважаю все религии. Они все интересуют меня в той части, когда говорят об общечеловеческом — взаимоотношениях, человеческих натурах. Антология, собранная Ассоциацией уральских писателей, была из этого же числа, поскольку, хотя и состояла из сюжетов Нового Завета, но это были художественные произведения, написанные на эти сюжеты. Эрнест Ренан, Анатоль Франс, Леонид Андреев, Михаил Булгаков, Юрий Нагибин, Александр Володин… Имена-то какие! Я обрадовалась и сразу же начала читать.
Вечная тема взаимоотношений Иисуса Христа, Иуды и Понтия Пилата представлена здесь действительно в очень разных историях, но в любом случае это — источник для раздумий. Читая, я даже подчёркивала иные места. Откровением стала повесть «Иуда Искариот» Андреева. О добре, сочувствии, сострадании написано много. А вот о предательстве… По словам самого автора, повесть была задумана как «нечто по психологии, этике и практике предательства». В основе — известная евангельская легенда, но Андреев, переосмыслив сюжет, представляет на суд читателя свою версию событий 1930-х годов. Под пером талантливого писателя библейский сюжет из сухого, описательного (евангелия всё-таки бедны художественными деталями, это только письменно изложенные проповеди Христа и его жизнеописание) превратился в тонкий, психологический. Идея предательства выражена сравнением Иуды со скорпионом. Предательство — нарушение верности, в первую очередь — самому себе. Скорпион в минуту опасности жалит сам себя, предаёт себя, т. е. становится самоубийцей. Тема самоубийства в самом начале повести дана через это сравнение-символ: «Он ссорит нас постоянно, — говорили они, отплёвываясь, — он думает что-то своё и в дом влезает тихо, как скорпион, а выходит из него с шумом…». Через сравнение идея предательства выводит и читателя на иной уровень обобщения: и впрямь всякое предательство — прежде всего предательство самого себя.
Как точно. Образ, предложенный Андреевым, одним-единственным словом обозначил те мысли-сомнения-догадки, которые прежде и не раз посещали меня. Сегодня тема предательства ещё актуальнее. Мир потребительства всё чаще подталкивает нас к тому, чтобы активнее работать локтями. Только кто страдает от этого прежде всего?
Читаю и перечитываю антологию до сих пор, раздумывая над многими местами. Когда устаю читать, рассматриваю рисунки…