— Как-то, будучи в Москве на учебе в Институте педиатрии, случайно разговорилась с соседкой по хостелу. У женщины был рак. Для меня как для врача были очевидны даже некоторые внешние приметы болезни. Но поразило: с этой страшной бедой женщина жила уже 11 лет. Как? Что помогло? Вопросами двигал профессиональный интерес. И тогда я впервые услышала про книгу «Антирак» американца Давида Серван-Шрейбера.
В 30 лет Шрейбер, руководивший лабораторией по изучению мозга, однажды в ходе эксперимента обнаружил у себя злокачественную опухоль. А дальше была удивительная история того, как врач, веривший исключительно в общепринятые методы лечения, превратился в приверженца интегративной медицины, осознающего огромные возможности естественных защитных сил организма. Сочетание автобиографии, новаторских практических рекомендаций при несомненном литературном даровании автора — таков был мой собственный опыт знакомства с книгой, изменившей мое мировоззрение как врача. Прочитав её уже дома, другими глазами увидела окружающий мир. Блага цивилизации, дающие нам большие возможности, одновременно губительны для здоровья. Готовим в микроволновках, неограниченно пользуемся химией в быту, косметике, льём пестициды на поля… Мелочь вроде. Но «даже небольшие изменения могут привести к большим переменам», — утверждает автор, говоря о патологических, повсеместных рисках возникновения онкологии.
Впрочем, его утверждение справедливо и в обратном смысле. С «рисками» возможно начать бороться. «Слабые места рака», «Окружающая среда против рака», а также воздействие питания, психики, самого тела на эту страшную болезнь — об этом книга Шрейбера, а ещё о том, как простые рекомендации иногда могут спасти жизнь. Стоит только начать меняться…
В ближнем окружении у меня нет онкобольных (и книга вроде бы могла пройти мимо меня), но здравый смысл, заключённый в ней, заставил изменить собственную жизнь. Я перестала пользоваться бытовой химией. Продукты — не из супермаркетов, а с привоза. На огороде больше никаких удобрений… По мере возможности настраиваю на «здоровое мировоззрение» и пациентов. Когда на приём приводят 16-летнего подростка весом в 124 килограмма, чуть не криком кричу: «Мамочка, перестаньте кормить его сосисками и бутербродами. Ну и что, что он их любит! Его сердце не рассчитано на такой вес, а организм в целом — на эти суррогаты…»
«В каждом из нас есть раковые клетки, но не каждый заболеет раком» — слова Шрейбера для меня сегодня что-то вроде девиза.