Книга-судьба: «Ночь нежна»

: Ирина Клепикова

— От друзей в Екатеринбурге узнала про эту неожиданную рубрику в газете, отраду книгочеев. Я «книжный человек», поэтому сразу задумалась — а есть ли у меня книга-судьба? Есть! За стеклом в шкафу — небольшая по формату, недорогого издания с красивой иллюстрацией на обложке. «Ночь нежна» Скотта Фицджеральда. Когда прохожу мимо, и взгляд останавливается на ней — неизменно снова хочется взять её в руки, прочесть хотя бы несколько страниц. Хотя бы несколько строк. Для настроения. Нет, книга не определила мою профессию. Не изменила кардинально взгляды на жизнь. Но она для меня — эталон беллетристики, которая исповедально рассказывает об общечеловеческом.

В Интернете я однажды наткнулась на название этого романа Фицджеральда в файле «Читается за 10 минут». Внутри — пересказ содержания. Примитивный. Нудный. Вульгарный.Читать это — преступление по отношению к книге и автору. Ведь одно из достоинств романа — его язык (когда читаешь с огромным удовольствием) и сюжетные коллизии (когда с волнением следишь за развитием событий). В этой истории есть всё, что случается в нашей жизни — любовь и страсть, отчаяние и опустошение… Вроде бы благополучная семья Дайверов — у них много друзей, общение идёт легко и остроумно. Но постепенно понимаешь: за видимым благополучием не так всё просто. Жена Дика — красавица Николь — нездорова, и он в семье не только муж, но и врач-психиатр. Спасая, вытягивая из болезни Николь, Дик сам потерялся и опустился… Прямых аналогий искать не надо: к счастью, такие драмы единичны. Но как прозорлив автор в высшем гуманитарном смысле, говоря о готовности одного человека принять на себя беду другого и о плате за этот «семейный альтруизм» во благо любви.

… Как поэтично написано о первых проблесках любви: «Здравствуйте, капитан, — сказала Николь, с трудом отводя свой взгляд, казалось, запутавшийся в его взгляде…» И — дальше через несколько страниц: «Он посмотрел на неё, и на миг она жадно и доверчиво окунулась в ярко-синий мир его глаз»… Опять же — не надо буквальных сравнений. Но, в который раз перечитывая эти страницы, я снова и снова вспоминаю наши прогулки в лугах вдоль Оки с Женей — моим будущим мужем… Любовь — страсть, любовь — самообман и наваждение, любовь — самоотверженность. Как много у этого чувства граней. Как важно, жизненно важно открыть и сохранить в себе лучшие.

Кажется, что так красиво, романтично современные авторы уже не пишут о любви. Возможно, не умеют. А жаль…