— У моего отчима была потрясающая библиотека, и в детстве я жадно читал всё: Скотта, Сервантеса, Стивенсона. В зрелом возрасте огромное впечатление на меня произвели письма Томаса Манна, в которых содержалось огромное количество невероятно интересных суждений по поводу истории, искусства, литературы, музыки.
Но если уж говорить о какой-то одной книге, с которой всё началось, то это «Крестоносцы» Генрика Сенкевича. Это была первая из книг, которую я прочитал и которая была связана с историей средних веков. Она стала импульсом, пробудившим во мне интерес к эпохе.
Роман рассказывает о подвигах польских рыцарей, о борьбе с тевтонским орденом. На меня произвело впечатление само описание средневековой жизни с её поединками, с риском для жизни, с красочными описаниями замков и другими составляющими «рыцарской» атмосферы. Долгое время я находился под впечатлением от этой книги. Мальчишками мы даже участвовали в шутливых «сражениях» рыцарских отрядов. Помню, у меня был щит с девизом из книг Вальтера Скотта: «Берегись, это я!». А ещё мы говорили не «честное слово», а «клянусь честью»…
В «Крестоносцах» не было иллюстраций, но параллельно я просматривал и другие книги: Шекспира, историю крестовых походов, где были иллюстрации Гюстава Доре. Авантюрная литература в детстве оказала на меня настолько сильное влияние, что, уже став взрослым, в качестве художника я сделал иллюстрации к тем книгам, которые поразили меня в далёком детстве.
Книжной иллюстрацией и оформлением я начал заниматься после художественного училища, просто потому, что мне нужно было где-то работать. Умерла мама, у меня был огромный долг, надо было зарабатывать, и я лет десять занимался оформлением подённой литературы: справочников, путеводителей.
Но удавалось работать и с книгами, интересными мне самому. Я сделал цветные «Чешскую сказку» и «Китайскую сказку». Ключевым же событием стало участие в международном конкурсе книги в Лейпциге — это было в 1965 году: я выбрал «Шотландскую балладу» Роберта Стивенсона… Книга была награждена серебряной медалью. Я принял совершенно осознанное решение, определив для себя, с какой литературой хочу работать, и с тех пор принимал издательские заказы, только если они совпадали с моими интересами.