— Я прочитала роман Льва Толстого «Воскресение» в пятнадцать лет. До сих пор перед глазами потёртый том из школьной библиотеки. Кто читал библиотечные книги, тот знает характерный запах пыли, засаленные пожелтевшие страницы…
В основе романа лежит реальная история, которую рассказал Толстому юрист Анатолий Кони. Один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой в краже проститутке девушку, которую соблазнил когда-то. Розалия Они была падшей женщиной с изуродованным лицом. Присяжный, поражённый такой ситуацией, решает жениться на подсудимой, однако та умирает в тюрьме. У Толстого героиня «Воскресения» Катя Маслова не погибает, а, наоборот, возрождается к новой жизни.
«Воскресение» — признание силы простого народа. Мощнейшая часть книги — описание тюремных застенков и персонажей, которые там обитают. Невозможно забыть строки про отправку арестантов по этапу. Конечно, сразу возникают ассоциации с муками Христа по пути на Голгофу. Подобные параллели можно встретить у Булгакова в «Мастере и Маргарите», у Айтматова в «Плахе».
У Толстого в романе выход людей из тюрьмы в солнечный жаркий день и проход их по улицам Москвы слишком реален и даже осязаем, чтобы думать о чём-то другом. Сила слова великого писателя донесла всё до читателя. Для меня до сих пор загадка, как граф Толстой, не испытавший подобных мук, смог так живо передать страдания каторжных. С Достоевским всё понятно, он в «Записках из мёртвого дома» рассказывал о своих злоключениях, однако по силе текста, как мне кажется, Толстой даже превзошёл Фёдора Михайловича.
В романе отсутствуют положительные и отрицательные герои. Катюша Маслова — грешница, но виновен в ее страданиях вполне добропорядочный и уважаемый член общества Дмитрий Нехлюдов. Нет чёрного и белого, потому что сама жизнь такова. Для меня тогда это стало важным открытием: душа человека — поле битвы между добром и злом. Каждый из нас борется с демонами внутри себя… В романе Толстой говорит об изменении общества через личное перерождение. Хочешь изменить мир — начни с себя!
«Воскресение» стало переломным в творческом пути Толстого. А для меня с последними страницами романа закончилось детство. Даже сейчас, по прошествии многих лет, мне сложно взять в руки «Воскресение» и перечитать снова. Слишком сильны воспоминания и впечатления.