Книга-судьба: «Улица младшего сына»

: Ирина Клепикова

Владимир Сутырин, прозаик, член Союза писателей России:

— Писатель происходит из читателя, а читатель — из систематического посетителя библиотеки. Сегодня по роду занятий мне приходится быть абонентом многих библиотек, но когда-то я пришёл в читальню впервые — после того, как учительница в классе третьем дала нам задание прочесть про кого-нибудь из пионеров-героев. Так я попал в помещение с невиданным прежде количеством книг. От высоты стеллажей и обилия разнообразных, незнакомых прежде обложек дух захватывало… Моей первой библиотечной книжкой стала повесть о Павлике Морозове. После неё я перечёл, пожалуй, всё, что было о ребятах — героях Великой Отечественной. Лёня Голиков, Валя Котик, Зина Портнова, Витя Коробков… Благо, тогда не было недостатка в подобной литературе. За давностью лет уж не помню ни названий, ни авторов тех книжек, а вот воинские подвиги мальчишек и девчонок, описанные в них, до сих пор памятны…

Впрочем, одно название я уже не смог забыть: «Улица младшего сына» Льва Кассиля и Макса Поляновского — повесть о юном партизане подземных Аджимушкайских каменоломен в черноморском городе Керчи Володе Дубинине. И немудрено: у пионеров моего времени эта книжка была, что называется, в тренде. И события необычные, и образ героя запоминающийся, ну и писатель Лев Кассиль — признанный мастер повествования для детворы (он автор столь же известных книг «Кондуит и Швамбрания», «Вратарь Республики», «Черемыш — брат героя»). Как я узнал позже, в годы Великой Отечественной войны Лев Кассиль вместе с другими московскими литераторами был в эвакуации в Свердловске. А «Улица младшего сына» написана уже после освобождения Крыма и через два года получила высшую в СССР литературную премию. Вместе с соавтором Лев Кассиль добился своей повестью главного: Володе Дубинину хотелось подражать в его осознанной непримиримости к врагам, в его беззаветной любви к Родине, ради свободы которой он пожертвовал самым дорогим — жизнью. Как писали авторы в предисловии к повести, в ней всё «…правда, столь прекрасная, строгая и чистая, что не было нужды приукрашивать её». И я рад, что в наши дни герой этой прочитанной мной когда-то книжки после того, как его родной Крым волею судеб более двадцати лет пребывал как бы за кордоном, снова влился в число россиян, защищавших нашу землю в лихую годину.

P.S. Воспитание патриота — это забота государства. Считаю нелишним напомнить об этом в Год литературы, ибо многие мои соратники по перу готовы принять в этой деятельности активное участие. Вспомнят ли о нас те, от кого это зависит? Будем надеяться…