Нина Суслова, пенсионерка, в прошлом — заведующая ветеринарным участком, д. Пелевина Байкаловского района:
— Воспитывалась я в большой семье: 11 человек! Росли без отца. Поэтому, кто как мог по возрасту, помогали маме, работая в колхозе. За это не платили, но начисляли трудодни, выделяли сотки. И кукурузу я на колхозных полях прорежала, и свёклу окучивала, и сено на покосе подскребала. И хоть детям запрещено было бывать на ферме, я и корову научилась доить, залезая втихаря на ферму через окно…
Дома работы было не меньше. Помогала бабушка. А к бабушке приходила её подруга — кума, очень набожная, приносила с собой молитвенную книгу, читала молитвы. Так с детства и я узнала Бога. И эта вера помогала мне по жизни: и когда я училась в Ирбитском сельхозтехникуме (из церкви когда шла — будто кто-то меня нёс, так было легко), и когда начала работать на ферме, и позже — когда стала заведовать ветеринарным участком.
А потом я и сама купила книгу «Жития русских святых». Из предисловия узнала, что до начала ХХ века жития святых были любимым чтением русского народа и что предназначение этой книги — открыть современному человеку сокрытое, веками накопленное богатство иконописи, показать весь сонм русских святых, а через их жития рассказать об истории Русской православной церкви и России.
С тех пор эта книга стала для меня настольной. Много ли мы знаем имён, которых церковь причислила к лику святых? Много ли знаем о жизни людей, которых называли и мучениками, и подвижниками, и чудотворцами? Их жизнеописания, необычные и удивительные, порой похожи на сказку. Но они учат правильному образу жизни, определяют наши духовные ценности, направляют поступки. Вчитываюсь в скупые строки биографий этих людей (особенно близки мне Иоанн Сергиев Кронштадский и Серафим Саровский) и вновь и вновь задумываюсь — так ли живу, способна ли хоть чуть-чуть повторить жизненный подвиг этих людей?
Судя по главам этой книги (а я уже перечитала её не на раз), все святые жили бедно, отдавая всё нуждающимся. Некоторые жили уединённо. Вошли в историю разными деяниями и поступками. Иоанн Сергиев Кронштадский исцелял больных. За помощью к нему приезжали даже из Англии, из Америки и не только православные. Сам знаменитый врач Боткин просил однажды профессиональной помощи у Иоанна Кронштадского. А Серафим Саровский — как раз тот человек, кто, живя уединённо, истово молился за людей. Все святые — героические личности. Люди неустанного терпения и труда.
Много лет со мной эта книга. Читаю — жить становится легче, светлее. А ещё благодаря ей я познакомилась со многими святыми местами на Земле. Словно причастилась…