Анна Исупова, с 1980 по 2014 гг. — библиотекарь, г. Екатеринбург:
— В 1980-е студенткой Челябинского института культуры я изучала библиотечное дело и увлеклась поэзией. Как-то в мои руки попал сборник Ахматовой. Я была тогда молодая и влюблённая. Стихи потрясли! Может, потому, что помогли понять себя и нахлынувшие чувства.
Недавно перечитывала свой дневник той поры (храню!), там множество переписанных её стихов. Я знала их наизусть, читала на студенческих вечерах. А с 1980 года я стала жить в Екатеринбурге, работала в библиотеках. Радовалась каждому новому сборнику Ахматовой, книгам о ней, которые начали поступать. В те перестроечные годы, когда наконец были отменены многие запреты, Россия только узнавала этого поэта. До того, согласно постановлению 1946 года, Ахматова считалась «типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии…» — ну и т. д. Сколько мы провели вечеров поэзии в библиотеке. Сколько прочли стихов не только Ахматовой, но вообще поэтов Серебряного века!
Летом 2008-го осуществилась моя давняя мечта — я побывала в музее Ахматовой в Петербурге! Как на первое свидание летела я по Литейному к Шереметевскому дворцу. Ахматова жила во дворце, но в такой нищете, что не позавидуешь. Единственное — она словно и не замечала этого. Была всегда «над бытом». Я ходила по квартире Ахматовой — и заново, вживую переживала те события её жизни, о которых знала из книг. Здесь в ноябре 1945 г. она принимала сотрудника Британского посольства, знатока русской поэзии Исайю Берлина и читала ему «Поэму без героя», суровый рассказ о Ленинграде в годы блокады, репрессий. Здесь в августе 1946 г. она узнала о ждановском постановлении, после которого ей на долгие годы прилепили клеймо «полумонахиня — полублудница». Именно из этой квартиры сотрудники НКВД забрали её сына Льва Гумилёва…
После посещения музея стихи Ахматовой зазвучали для меня по-новому, наполнились подробностями. А в сентябре прошлого года я даже рискнула стать участницей поэтического марафона «Я научилась просто, мудро жить», посвящённого 125-летию со дня рождения Ахматовой, который проходил в Доме писателя. И читала свои стихи, адресованные ей, моему кумиру: