Эльмира Самохина, главный специалист отдела рекламы и PR-проектов «ОГ»:
– «он поёт по утрам в клозете…» – так начинается роман Юрия Олеши «Зависть». Впервые я услышала эту фразу на лекции по истории литературы на журфаке. Преподаватель, стройная высокая женщина с ярко выраженным чувством собственного достоинства, произнесла её с особым вкусом. Нам, дуракам, оценить бы всё это вовремя! Что, казалось бы, особенного: поёт человек, вполне довольный собой и жизнью, не мучаясь ни сомнениями, ни мечтами. Его позиции прочны, и он точно знает, что всегда и во всём прав…
Недооценённый хороший русский писатель Олеша воспринимался нами тогда исключительно как автор «Трёх толстяков», знаковой книги из области советской пропаганды. «Зависть» прошла мимо многих. Как в чутких стихах лирика и одновременно глашатая Владимира Маяковского: « Я хочу быть понят родной страной. А не буду понят, что ж, По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».
Юрий Олеша писал о драме лишнего человека, который из-за своей непохожести на серое большинство вынужден довольствоваться ролью неудачника, лузера, презираемого сытыми и довольными жизнью. Талант часто рождает зависть и поднимает волну ненависти. В «Диалогах» Платона Софокл обращается к толпе, обрекающей его на казнь: вы хотите убить меня только за то, что я не похож на вас... Вот об этом и книга Олеши, которая многое сформулировала для меня в устройстве жизни.
Зависть – одна из самых сильных страстей, она мучает приступами ревности и соперничества, подбивает на подлость и предательство. С ней бороться сложнее: она селится в самом сердце и не истребить её ни добрыми намерениями, ни покаянными словами.
Роман Олеши во многом сложен, его надо читать вдумчиво. Некоторые фразы перечитывать и перекатывать, как морские камешки во рту: даже слог Олеши особенный, поскольку его проза всё время «покушается» на язык поэзии.
Убеждена: этот роман нужно возвращать современному читателю. Почему? Олеша пишет о том, что неистребимо в человеческой природе: гордыня движет помыслами человека, а вместе ней бредут по обе стороны поступков и мыслей ревность и зависть. Если вдуматься, то в основе многих исторических драм лежат эти простые, но ужасные в своей очевидности вещи: серость и посредственность всегда алчут уничтожения превосходящего их.
«В нашей стране, – писал Олеша, – дороги славы заграждены шлагбаумами. Одарённый человек либо должен потускнеть, либо решиться на то, чтобы с большим скандалом поднять шлагбаум».
Актуально! Но, может, потому мы ещё и сохранились, что каждый раз находится тот, кто рискует «поднять шлагбаум».