Юлия Подлубнова, заведующая музеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», доцент кафедры русского языка УрФУ:
– Когда думаю о книгах своего детства (именно они влияли на становление, как потом, в юности – русская классика XIХ-ХХ веков), то в списке «обязательно к чтению» помимо предсказуемых «Судьбы барабанщика», «Незнайки на Луне» или «Приключений капитана Врунгеля» появляются произведения совсем неожиданные. Из-за своей неизвестности или неширокой известности. Каждое лето я ездила к бабушке в Курганскую область. Шла вторая половина 1980-х – начало 1990-х, время жгучей актуальности в тех периодических изданиях, которые семья выписывала и которые мной охотно поглощались, но у бабушки в завалах шкафов хранилось и нечто иное. Отличное от кошмарящей злободневности, собственно, тем и интересное. Целые пласты эпох. Отдельные номера «Крокодила» 1950–1960-х, детские приложения к «Огоньку», журналы 1970-х с повестями Юлиана Семёнова, даже какой-то польский журнал эпохи нашего застоя с голыми шахтёрами на обложке. Именно у бабушки я нашла и томик Сергея Голицына с повестями «Сорок изыскателей» и «За берёзовыми книгами».
Повести так понравились, что я перечитывала их каждый свой летний приезд несколько лет подряд, а уже во взрослом возрасте увезла книгу к себе домой. Выискивая в Интернете информацию об авторе, нашла его «Записки уцелевшего», из которых узнала о княжеском происхождении и многолетнем опыте выживания в Союзе на грани физического уничтожения.
Несмотря на обстоятельства судьбы, повести Голицына очень светлые. Главный герой – человек, немного оторванный от действительности, но любящий детей и приключения. С группой пионеров он ищет сначала странный портрет, написанный крепостным художником, а затем отправляется в туристический поход за берёзовыми книгами. Действие происходит в старинных русских городах, хранящих многие загадки, которые открываются любознательным и храбрым детям. Наверное, самое привлекательное в повестях Голицына – удачное сочетание детективного сюжета, юмористической интонации, лёгкой сентиментальности и краеведческого содержания. Верный ключ к сердцам читателей! Именно такие книги ненавязчиво формируют интерес к истории, географии страны. А главное – приобщают читателя к изыскательству: увлекательной научной деятельности по разгадыванию загадок, оставленных прежними поколениями. Возможно, и мой приход в музейную сферу не случаен. Он – оттуда, от книг Голицына...
Книга Голицына не устарела и по сей день. Более того, к её восприятию добавляется ещё один слой, связанный с атмосферой 1960-х, романтикой дорог и турпоходов. Наверное, это и привлекло юного изыскателя, приобщившегося к эпохальным тайнам бабушкиного шкафа…