Книга-судьба: «Почти серьёзно»

: Ирина Клепикова

Елена Айсина, вечерний кассир ООО «Молочная Благодать», г. Кушва:

– Сейчас у меня этой книги нет. Книгу, которую я в своё время купила в Москве, в цирке на Цветном бульваре, я подарила брату перед его уходом в армию. Очень хотелось, чтобы в сложные армейские будни (да и потом тоже) рядом с ним неотлучно был источник мощного позитива, каким когда-то и для меня стала книга Юрия Никулина «Почти серьёзно».

Впервые я увидела её в журнальном варианте – у своей подруги, в «Молодой гвардии» за 1975 год. Заинтересовал просто сам факт: надо же – артист, а ещё и книги пишет.

Когда начала читать – удивление возникло вдвойне, втройне. Оказалось: замечательный артист, который отчаянно веселит зрителей в «Бриллиантовой руке», в цирковых телетрансляциях, пережил войну, ленинградскую блокаду, был разведчиком, дважды мог погибнуть… «Почти серьёзно» – что-то вроде дневника воспоминаний, в которых Юрий Никулин абсолютно честен и абсолютно позитивен. Ценно и то, и другое. Любимый артист не скрывает, что ему было знакомо чувство страха на войне, а в мирной жизни он очень хотел стать драматическим артистом, но – не брали… Как же так получилось, что «несмелый человек» не однажды ходил в разведку, а кинематограф не просто заметил его – в кино состоялись лучшие драматические роли Ю. Никулина (вспомните фильмы «Двадцать дней без войны», «Чучело»). Как так случилось?

По сути, книга – именно об этом. Об умении не падать духом. Об умении состояться, невзирая на капризы и подножки судьбы. А ещё о чувстве юмора и самоиронии, которые помогают торить свою дорогу.

Этим-то отчаянным позитивом, юмором и заразила меня когда-то книга Ю. Никулина. Да так, что спустя годы, став взрослым и уже семейным человеком, я повезла дочь-первоклассницу в Москву. Ради Юрия Никулина. Я сводила её на представление в цирк на Цветном бульваре, мы съездили на Новодевичье кладбище, где похоронен Юрий Владимирович.

А в цирке я купила наконец книгу «Почти серьёзно» Ю. Никулина в свою домашнюю библиотеку, чтобы она всегда была рядом. И читая её потом вместе с дочерью, я учила Анжелику: «Посмотри, жизненные невзгоды не проходили для него бесследно. Например, даже глубоко после войны он, переживший голод блокады, возвращаясь домой, первым делом спрашивал: «Хлеб есть?». Если нет – тут же бежал в магазин… Но жизненные испытания не уменьшили его внутреннего света. Сколько тепла, добра подарил он всем!..»

Примерно с такими же словами я вручила потом книгу и брату. А для себя… распечатала её из Интернета. И когда по жизни что-то сильно тревожит (или, не дай бог, загоняет в тупик), я достаю эти страницы, пронизанные «почти серьёзным» отношением к жизни.