Зинаида Рачёва, с 1955 по 2005 год – библиотекарь, г. Верхние Серги:
– Году в 2001-м, перелистывая каталог издательства «Терра – Книжный клуб», я вдруг наткнулась на то, что искала многие годы. Это был целый цикл-эпопея, исполненный в жанре саги (правда, имя автора Елизаветы Дворецкой на тот момент было ещё мне неведомо). Жанр саги в принципе стоит в мировой литературе особняком, достаточно редок. Да и принадлежит он в основном одному региону и народу – древним исландцам.
Начав покупать-выписывать книги Е. Дворецкой из её эпопеи под общим названием «Корабль во фьорде», я вспомнила, как и когда пробудилось во мне любопытство к жанру саги.
…Я не закончила филологический факультет. Уже после второго курса отец сказал: «Иди работать. Мне, кроме тебя, ещё три рта кормить надо». Поскольку за плечами уже был библиотечный техникум, пошла работать по специальности. Но именно филфак познакомил меня с Древней Скандинавией и заинтересовал её мифологическими устными повествованиями (saga – от исландского глагола segia, говорить), особой ментальностью текстов и авторов, ведь только в истории Скандинавии случился, с 930 по 1030 год, так называемый «век саг».
Когда я покинула филфак, на много лет практически была лишена возможности читать саги. И вот – находка, долгожданная встреча…
Я приобрела все шесть томов эпопеи саг «Корабль во фьорде». Сначала зачитывалась сама. Вскоре, поскольку работа с книгами была моей профессией, я предложила познакомиться с сагами Елизаветы Дворецкой своим читателям. А их у меня было много!
Все 50 лет библиотечной работы я трудилась в основном в сельских библиотеках – Покровской, Невьянской, Гаранинской, Красноармейской. И везде нет-нет да и устраивала литературные вечера, посвящённые мужественному, поучительному жанру саги. Даже когда (так уж случилось по судьбе) я несколько лет работала в Казахстане, ответственным секретарем Актюбинского общества книголюбов, даже там видела: люди с интересом слушали о жанре, основанном на историческом и мифологическом материале Древней Скандинавии. А мы говорили об этом во время встреч на мебельной и швейной фабриках, заводе ферросплавов, на предприятии «Актюбинскрентген»…
Решив рассказать «ОГ» о своём пожизненном увлечении чужеземным жанром, я достала с полки книги Дворецкой и взялась снова их перечитывать. «Стоячие камни», «Спящее золото», «Щит побережья», «Корни гор»… – согласитесь, даже в названиях саг очеловечен тот мир, который мы не всегда замечаем. В обычном нашем восприятии он – только фон для человека, только его окружение. Но только ли?