Нина Теплякова, чертёжница, г.Екатеринбург:
– Старшее поколение хорошо помнит книгу Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома». Думаю, многие пережили с ней историю, похожую на мою. Я прочитала «Хижину …» лет в девять. Лишь позднее заметила: книга – «для среднего и старшего школьного возраста». Но что в ней было не понять?! Я всё поняла. Я брала её в библиотеке и подолгу не возвращала. Как я плакала, читая её! Давала читать подружкам, у тех глаза тоже были на мокром месте.
Особенно жалко было самого дядю Тома, раба-негра. Потрясла меня и смерть маленькой дочери хозяев плантации – девочка беззаветно любила няню-негритянку, Тома и жалела всех рабов. Однако судьбы отдельных героев – это, так сказать, беллетристика, истории выдуманные. А ведь по книге мы изучали страну, нравы и время. Бог ты мой, о какой страшной эпохе Америки пишет Гарриет Бичер Стоу: считалось нормальным, когда продавали людей, причем самым бесчеловечным образом – разделяя членов семьи. Дети лишались родителей, не помнили детства, умирали от непосильной работы…
Сравнивая времена и нравы, описанные в книге, и сегодняшние будни Запада (по крайней мере то, что показывают по телевизору), я понимаю: к счастью, что-то безвозвратно ушло в прошлое. Нет, например, судов Линча. Но, к сожалению, не всё в прошлом. Проблема «второсортности людей» остаётся в мире. В том числе, к великому моему сожалению, она проявляется и рядом с нами. Кто, когда и почему решил, что приоритет в устройстве мира – исключительно за людьми с белой кожей, европейцами? Что негры, представители отдельных каст в Индии, азиаты – люди (выражусь помягче) менее исключительные? Откуда и в какой момент у нас в России – стране, всегда отличавшейся исключительной толерантностью, – стала проявляться проблема «второсортности людей», особенно в связи с приездом большого числа гастарбайтеров из Средней Азии? Откуда это? Хороший знакомый нашей семьи – дагестанец рассказывал, что к нему уже не раз обращались «с претензиями» наши русские националисты. И это – в России. Непостижимо.
Вспоминаю книгу «Хижина дяди Тома», своё детское сострадание к героям, и мне кажется: книга сегодня не менее актуальна в мире, чем когда-то в отдельно взятой Америке. Она учит гуманности. Воспитывает её как раз через сострадание к героям. Смысл книги: борьба за человеческое достоинство, равноправие не по цвету кожи и статусу. Жаль, что с этой книгой не знакомы сегодняшние дети. Думаю, и взрослым бы не помешало перечитать её.
Несмотря на тяжелый сюжет, книга очень светлая. А доброго, честного дядю Тома мне и сегодня до слёз жалко…