Вадим Осипов, доцент кафедры графического дизайна УрГАХА, поэт, фотограф, член Союза писателей России:
–1970 год. В нашем девятом физико-математическом классе преподают программирование! Программист, высокий молодой парень, ведёт нас на экскурсию в академический институт математики и механики показать настоящую ЭВМ «Урал». Вечер, в огромном корпусе полутьма. Мы поднимаемся по лестницам и идём по бесконечным коридорам. Вот и электронный зал. Шкафы «Урала», набитые вакуумными лампами, чёрная перфолента. «Здесь стоял мой «Алдан». Я немножко полюбовался на него, какой он компактный, красивый, таинственно поблёскивающий». «Было ещё рано — всего седьмой час. Я включил «Алдан» и немножко поработал. В девять часов вечера я опомнился…»
Конечно, это цитаты из «Понедельник начинается в субботу». Книги, которую знатокам полагалось знать наизусть и обмениваться отрывками как паролем «свой-чужой». От этой книги я получил на всю жизнь заряд какой-то особой жизненной энергии, веры в то, что наука действительно может заниматься «счастьем человеческим».
После института я и сам попал в описанное в «Понедельнике» сообщество научных сотрудников и аспирантов, остроумных, талантливых, готовых с шуточками решать мировые проблемы. Увидел весь набор «понедельничных» персонажей, которых можно найти практически в любой организации, включая знаменитого профессора Выбегалло (вспомните недавние истории о «чистой воде» и фильтрах Петрика!).
Но главное, книга Стругацких предупреждала о том, что произойдёт с людьми, если они начнут превращаться в членов общества потребления! В гениев-потребителей! А теперь оглянитесь вокруг. Слышите, как высокий чиновник от образования говорит, что его цель — воспитание «квалифицированных потребителей»? Куда вас зовёт реклама?
У Стругацких были показаны совсем другие цели. Вспомните институт, куда «в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней лёгкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно. Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было «Понедельник начинается в субботу»».
Повесть наполнена и юмором, и социальной сатирой, а главное — авторской самоиронией, так что когда её называют воплощением коммунистической утопии, то не нужно забывать о той мощной прививке от пафосности, которая в неё заложена.
Думаю, жизнь до сих пор во многом держится на таких книгах и людях, которые их читали в молодости.