Книга-судьба: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

: Ирина Клепикова

Ида Очеретина, ветеран Уральской 3-й гвардейской стрелковой дивизии, лауреат Всероссийской премии поэта-фронтовика В. Станцева:

– В прошлом году купила книгу Владимира Богомолова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…», и на какое-то время эти без малого 800 страниц стали главным смыслом жизни, с утра до вечера. Таких книг я еще не видела! Ни у самого Богомолова (хотя кто не помнит его литературный дебют повесть «Иван» или замечательный роман «В августе сорок четвёртого…»?), ни у других авторов.

«Жизнь моя…» – о непобедной стороне Великой Отечественной войны. В книге со­единены художественное повествование и документальные свидетельства – приказы по советской армии, письма наших солдат и немецких… Даже для нас, ветеранов-фронтовиков, тут немало нового знания о войне – откровенного, честного. О том, например, что такое офицерская честь в нечеловеческих условиях фронта. Или – через какие «пересыльные фильтры» и нравственные испытания возвращались домой наши солдаты, пережившие плен…

Пожалуй, впервые передо мной было повествование о войне, созданное в «неклассическом» документально-художественном жанре. Роман в документах. Эпизоды беллетристические основаны на том, чему офицер войсковой разведки Владимир Богомолов сам был свидетелем. Поэтому я бы так сказала: «Жизнь моя…» – пример того, как реальные факты и судьбы под пером мастера становятся пронзительными художественными образами.

Уже заинтересовавшись книгой, узнала: Владимир Богомолов писал её с 1970-х по 1990-е. Почти 20 лет. К сожалению, не дожил до её издания, создав при этом реквием судьбам нескольких поколений России.

… Ко мне, случается, молодые литераторы обращаются «за воспоминаниями о войне». Но либо говорят об этом с лже-пафосом – «…непомерной ценой!». Либо откровенно ищут негатив – «скажите, а измены Родине ведь были?». Я отвечаю обычно: «На войне ВСЁ было! Что захочешь сам, то и увидишь в Истории». Но, по мне, достойнее быть предельно честным. Как Владимир Богомолов. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» – книга-судьба для меня не в том смысле, что сформировала мои взгляды (для этого мне уже много лет). Она выразила судьбу нашего с ним поколения.