Накануне Старого Нового года Екатеринбург получил прекрасный подарок — в Ельцин Центре прошёл творческий вечер актрисы Светланы НЕМОЛЯЕВОЙ. Народную артистку РСФСР почитают и любят многие, но не все знают, что слава пришла к ней не сразу. Действительно, главную роль (как считает сама Светлана Владимировна) она сыграла в «Трамвае «Желание» в 33 года, а в «Служебном романе» снялась в 36 лет. «ОГ» вместе со Светланой Немоляевой вспоминает ключевые моменты длинного творческого пути.
— Светлана Владимировна, на сцене театра вы сыграли более чем в 50 спектаклях, а в кино и вовсе стали сниматься ещё в раннем детстве. Осталась ли несыгранная роль?
— Сейчас я могу сказать честно, без лицемерия, что не мечтала и не мечтаю ни о каких ролях. Уже столько сыграла за свою жизнь, столько за плечами… но в молодости я была дико жадна до работы. Знаете, всё равно что играть, лишь бы быть на сцене. А когда давали ещё и интересную роль, то это был предел мечтаний. Так что об определённой роли не мечтала, да и времени не хватало на думы и переживания. Даже сейчас, в свои 80 лет, я везде летаю и выступаю, на что мой сын смотрит с ужасом и говорит мне: «Мама, меня очень пугает твоё возрождение» (смеётся).
— Самая яркая роль в вашей жизни была в театре или в кино?
— Моя главная роль — это Бланш Дюбуа в спектакле «Трамвай «Желание». Его поставил Андрей Гончаров (художественный руководитель Театра им. В. Маяковского. — Прим. «ОГ».), и он шёл 24 года. За это время у всех были вторые составы, а я играла одна. Этот дебют состоялся, когда мне было 33 года. И мой Саша (народный артист РСФСР Александр Лазарев. — Прим. «ОГ») в 33 года сыграл «Человек из Ламанчи», роль всей его жизни. А наш сын — Александр Лазарев-младший — сыграл «Королевские игры» тоже в 33 года. Не чудо ли?
— Ваша героиня Бланш Дюбуа каялась в грехах, теряла рассудок, рвала на куски своё сердце. Как проходила работа? Я читала, что Андрей Гончаров на репетициях был очень жёстким…
— Живым от него было не уйти. Репетиции с ним — страшное дело: были и слёзы, и обмороки. Даже не найдётся слов, чтобы сказать, что я пережила. И как-то Армен Джигарханян, мой главный партнёр по спектаклю, после репетиции сказал: «А что ты удивляешься? Ты должна совсем умереть и заново родиться. Это тяжело, и такие роды не проходят просто так, поэтому давай — терпи». Помню, когда мы отыграли премьеру, пошли в ресторан, и Гончаров, поднимая первый тост, сказал: «Я выпью за неё. И знаешь что тебе скажу, что самые страшные репетиции оказываются потом самыми прекрасными. И у тебя никогда такой роли больше не будет». Да, к сожалению, он был прав (улыбается), потому что такие роли действительно могут прийти к актёру один раз за всю его творческую жизнь, а могут и не прийти никогда.
— Но в народной памяти в первую очередь живут ваши кинообразы из всеми любимых «Служебного романа», «Гаража»…
— Я очень благодарна Эльдару Рязанову, в кино он — мой крёстный отец. В театр приходит ну тысяча человек, и это определённый пласт публики, а кино смотрят все. Когда вышел «Служебный роман», мне нужно было вскоре выходить на сцену театра, и я навсегда запомнила этот момент. Иду я под грустную польку по подиуму на свою мизансцену, и вдруг… раздались аплодисменты. Я настолько в тот момент опешила, потому что поняла, что меня благодарят люди, приветствуют, узнают. А что такое театр? Это присматривание к актёру, а тут мне дали такой аванс, сказав, мы тебя знаем, ты наша — это невыразимое счастье. И тут я поняла, что такое кинематограф, особенно тот, который любим и популярен.
— Предчувствовали, что «Служебный роман» станет классикой нашего кинематографа?
— Нет! И знаете — это поразительно. С кем бы из актёров я ни встречалась, не можем раскрыть тайну любви. Мы тогда понимали, что снимаем хорошее кино. Но что оно будет так долго жить и не надоедать, а наоборот, оставаться из поколения в поколение людей не только в памяти, но и в сердце — большая-большая неожиданность. Съёмки были довольно долгими — с осени до весны, но я всегда на них бежала. Было непрерывное ощущение радости и счастья от каждого рабочего дня.
— Почему даже спустя больше сорока лет этот фильм находят очень современным?
— Это рязановский стиль. Чувство человека, который очень хорошо понимал взаимоотношения людей. Передавал их необыкновенно точно, правдиво, искренне, талантливо. Такие человеческие отношения, которые выделил он, не устаревают, как вечные истины. Знаете, я не хочу сравнивать Эльдара Рязанова с Шекспиром, но классика становится классикой тогда, когда великие драматурги, режиссёры — да кто угодно из людей искусства — обращаются к неизменным истинам. Зло и добро, любовь и ненависть — клубок человеческих страстей не изменился с той поры, как человек появился на свет.
— Смотрите, недавно вы снялись в ассоциативной картине «Мешок без дна» Рустама Хамдамова. Всё же вы актриса советской школы, но несмотря на это идёте на эксперимент в современном кино…
— Мне было чрезвычайно интересно. Вообще, моя работа — это заслуга Рустама Хамдамова. То, как он меня в этой роли увидел, то, что предлагал на площадке, и то, как он своего добивался, — подобного в моей практике ещё не было. У него совсем другая позиция, не такая, какой нас учил Гончаров. Последний говорил, что самое главное в пьесе — событийный ряд, который как столб, и каждую сцену ты нанизываешь на него, создавая общую картину. У Рустама — зрительный ряд… Приходилось перебарывать себя, в какие-то моменты важно было правильно понять режиссёра, иногда говорящего иносказательно. Ведь понятно, что, когда Рустам давал команду: «Тут надо проквакать лягушкой», актриса не должна произносить «ква-ква». Необходимо было найти правильную интонацию, понять, нужен ли ему сарказм или другая эмоция.
Светлана Немоляева
Сейчас, как и всегда, Светлана Немоляева выглядит прекрасно. Сложно представить, что когда-то внешность приносила ей страдания. «Я была достаточно крупной девушкой, и вся моя полнота концентрировалась в одном месте — щеках. По окончании театрального института педагог Виктор Коршунов дал мне совет: «Свет, у тебя страшное несоответствие внешних и внутренних данных. Если не похудеешь, будешь играть каких-нибудь доярок, больше тебе ничего не светит. А похудеешь, можешь играть всё»
— Со стороны ваши творческие успехи кажутся лёгкими, будто всё, за что ни брались, приносило успех. Согласны?
— Мы как-то ставили «Бег», и на главную роль Хлудова репетировали Армен Джигарханян и мой Саша. Шли они ноздря в ноздрю, и перед премьерой предпочтение отдали Джигарханяну. Гончарову было тяжело сказать об этом Саше, который тогда уже был звездой, сыграв свою главную роль «Человек из Ламанчи», поэтому удар нанесли мне. Позвали в кабинет и сказали, кому отдали роль. Я в слезах прибежала домой, и Саша сразу всё понял. Для нас это было большое страдание — снятие с роли, тем более в спектакле Гончарова, которые были огромным событием не только в Москве. Я хотела отказаться и от своей роли, но муж запретил мне устраивать демарш. Позже были гастроли в Киеве, играть там первый спектакль дали Саше. Тогда мы испытали огромную радость, что все наши печали, переживания куда-то враз улетучились. А первым, кто вышел на сцену с огромным букетом алых гладиолусов, был Армен. Поэтому нет, совсем было у нас не гладко. Гладко было одно: мы любили театр и хотели до безумия в нём играть.
— Александр Лазарев — коллега, муж — был с вами почти всю жизнь…
— Я знаю, вы спросите, как удалось сберечь семью, друг друга? Когда такой вопрос задавали моему Саше, он говорил, что хоть и родился в стране Советов, но советы давать ненавидел. И очень не любил эти вопросы, потому что ответа на них нет. Единственный постулат, которым кто-то может воспользоваться: семья — это работа. Чтобы её сохранить, сберечь чувства друг друга — нужно стараться. Стараться прежде всего услышать не только себя, но и любимого человека. И ещё один из залогов — нельзя находиться долго в конфликте, если даже поссорился или обиделся, надо стараться помириться. Я часто смотрю «Спас» по телевизору, мне очень нравится эта программа, и там один священник сказал: «Настоящая любовь приходит только к старикам. Поэтому им так тяжело расставаться и недаром существует фраза, что лучше будет тому, кто уйдёт первым».