«Мы молча сидели в своих креслах, а солёный пот стекал по разгорячённым лицам. Это была победа! Пусть ещё не полная, но уже победа», – вот так довольно просто космонавт Виктор Савиных описывал в своих мемуарах 8 июня 1985 года, когда он и Владимир Джанибеков осуществили стыковку с неуправляемой орбитальной станцией «Салют-7». Это произошло впервые в богатой истории советской космонавтики. Им ещё предстоит пройти через все трудности, чтобы вернуть «мёртвую» и замёрзшую станцию к жизни. Эта история вошла в сюжет фильма «Салют-7» (реж. Клим Шипенко), который вышел в широкий прокат.
Вот так это часто бывает. Теперь про эту историю знают едва ли не все, и кажется, что знали всегда. Теперь, после выхода фильма, можно бесконечно сравнивать киноисторию с реальной и искать нестыковки. События 32-летней давности оживают на глазах. Подвиги советских космонавтов, безусловно, были (и будут) живы всегда, но вспоминают о них нечасто. Вот и я, если честно, об истории «Салюта-7» слышал, но в детали не вникал. Спасли вроде станцию, все живы-здоровы остались. А после просмотра в обсуждениях обнаружилось – тут вымысел, там приукрасили… Вот и возник повод разобраться, перечитать и перепроверить – что было, чего не было. Так и выяснилась интересная деталь – уральский след Виктора Савиных. Оказывается, что дважды Герой Советского Союза в 60-х ударно трудился на Свердловской железной дороге. Правда? Об это мы решили спросить у самого героя. Итак, «ОГ» представляет эксклюзивное интервью с Виктором САВИНЫХ.
...В свои 77 лет у Виктора Петровича крайне насыщенная жизнь. Он президент Московского государственного университета геодезии и картографии, член экспертного совета Национальной премии «Хрустальный компас», депутат, профессор, главный редактор журнала «Российский космос». Недавно он смотрел фильм вместе с Президентом России Владимиром Путиным, потом представлял в нескольких городах, а параллельно с этим – работа, работа, работа. Вот и мой утренний звонок уже застаёт его на рабочем месте, прерывая важный разговор на слове «субсидия».
– Виктор Петрович, если верить вашей биографии, то вы в Свердловской области работали с марта по октябрь 1960 года.
– Да. И не только работал, но и в армии служил. Был в Свердловской области до 1963 года – строил дорогу Ивдель – Обь.
– А как попали в область?
– Я окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта по специальности «техник-путеец» и был направлен на Свердловскую железную дорогу в ПЧ-6, на Сортировку. Дали мне комнатку в общежитии – там же, на Сортировке. Потихоньку работал. В моём ведении было два моста и один тоннель. Проработал до октября 1960 года, а потом взяли в армию. Попал в железнодорожные войска в том же Свердловске, а затем перебросили на север области – в Ивдель. Там же я закончил службу и поступил в Московский университет геодезии и картографии.
– Суровые были в Ивделе условия?
– Конечно! Железная дорога Ивдель – Обь, которую мы строили, была первой дорогой в вечной мерзлоте. Строили её знаете кто? Солдаты и заключённые.
– Соседствовали с заключёнными?
– Не только соседствовал. Бывало так: иду впереди отряда с теодолитом, прокладываю трассу, а в подчинении у меня заключённые. Но работать с ними было нестрашно.
– В 1963 году вы уехали из области. Возвращались потом?
– Я был почётным членом этой бригады, и перед полётом в космос приезжал на субботник в деревню Палкино. Бригада моя долго существовала, а потом связь прекратилась. Кстати, я ещё приезжал в Свердловск вместе с космонавтом Василием Лазаревым. Было такое движение – «лазаревцы», и мы приезжали к школьникам с докладами, рассказами.
– Выходит, от Свердловска приятные остались воспоминания?
– Ну что за дежурные фразы?! Конечно, всё было хорошо.
– Давайте тогда поговорим про фильм «Салют-7»: вы сказали, что фильм вам не очень понравился, но он нужный.
– Очень мало снимают сейчас про космос. Мало занимаются просвещением и патриотизмом. А людей, которые знают про такие вещи, остаётся уже мало. Поэтому такие фильмы, как «Салют-7» или, например, «Время первых», безусловно, нужны. В принципе-то фильм хороший, но приукрасили всё. Вышел недавно документальный фильм по «России-1» – «Салют-7. История одного подвига» – там всё более-менее правильно.
– Чего точно на станции не было?
– Пожара не было. Снег, конечно, был, но не в таком количестве, как в фильме! Иллюминаторы замёрзли, иней на окнах был. Таракана, к слову, тоже не было – сплошной вымысел.
– Вы вспомнили «Время первых» – он получился лучше?
– Нормальный фильм. Я хорошо знаю ту историю 1965 года. Всё равно же я понимаю, что фильм – это художественное произведение, и он должен быть интересен зрителям.
– Также вы отметили, что с вами не консультировались по этому фильму. То есть вам даже не предлагали посмотреть сценарий и указать на ошибки?
– У меня есть книга – «Записки с мёртвой станции». Если не прочитали – зря. Она есть в Интернете, и для понимания истории с ней нужно обязательно ознакомиться. Так вот, создатели фильма написали сценарий по этой книге и приехали ко мне. Я перечеркал у них всё, и больше они ко мне не приходили. Это всё, что я могу сказать.
Виктор Петрович на этом моменте хочет наш разговор закончить – занят. Но вдруг напоследок добавляет:
– В Свердловске у меня было много встреч. Я же президент Московского государственного университета геодезии и картографии, а раньше был его ректором, и многих ректоров уральских вузов знаю. Например, встречался и знаком со Станиславом Набойченко. Многие города меня завалили приглашениями с просьбой приехать и рассказать. Недавно вернулся из Хабаровска, где показали фильм, а я делился историями, а Екатеринбург – молчит.
– Не звали?
– И не зовут! Меня как-то, видимо, не считают своим, хотя я много времени провёл в Свердловске. Даже несколько раз был с Борисом Ельциным на торжественных собраниях, посвящённых городу. Почему не зовут – не знаю.
Читайте также: наша рецензия на фильм «Салют-7».
– 50-й космонавт СССР и 100-й – Земли.
12 марта – 26 мая 1981 года
В качестве бортинженера на корабле «Союз Т-4» и орбитальной станции «Салют-6» (командир экипажа – Владимир Ковалёнок).
Миссия: стыковка с орбитальной станцией «Салют-6», встреча с экипажами двух международных экспедиций.
6 июня – 21 ноября 1985 года
В качестве бортинженера на корабле «Союз Т-13» и орбитальной станции «Салют-7» (командир экипажа – Владимир Джанибеков).
Миссия: восстановить контроль над потерявшей из-за сбоя питания и неверных команд из ЦУПа станцией «Салют-7».
7–17 июня 1988 года
В качестве бортинженера космического корабля «Союз ТМ-5» и орбитального комплекса «Мир» (командир экипажа – Анатолий Соловьёв).
Миссия: выполнение программы экспедиции посещения.
Суммарный налёт 252 суток, 17 часов, 37 минут и 50 секунд.