Из года в год на Международной промышленной выставке ИННОПРОМ уделяется внимание сотрудничеству культуры и бизнеса. Вопросы на эту тему обсуждались в формате круглых столов и пленарных заседаний, но это были короткие встречи, где каждый спикер успевал лишь обозначить некоторые проблемы и возможный вектор сотрудничества, и зачастую за этими разговорами, увы, не было дела. На ИННОПРОМе-2017 презентовали форум «CultUralica», который и должен стать площадкой для появления новых проектов.
«CultUralica», или Лаборатория культурных проектов, впервые пройдёт в октябре этого года в Екатеринбурге. Форум должен объединить деятелей культуры, власть и бизнес. Однако на презентации некоторые спикеры честно признались, что пока не понимают, как всё будет организовано, но сама возможность создания подобной площадки вызывает у них интерес и надежду.
Из того, что уже сейчас мы знаем о форуме — его основными тезисами станет триада: идея, деньги, продвижение. И именно об этих ключевых моментах зашла речь на ИННОПРОМе.
Продвижение. Начнём с последнего пункта, то есть одного из главных результатов сотрудничества представителей бизнеса и сферы культуры — продвижения территории. Уже не первый год идёт речь о том, что необходимо менять стереотипы — показать, что столица Урала знаменита не только тем, что здесь была расстреляна семья последнего царя, а в 90-е в Екатеринбурге существовала ОПГ «Уралмаш». А хочется гордиться своим городом, и именно громкие культурные проекты могут в этом помочь. Идеи как раз есть, а вот их воплощение под вопросом. Дело не только в деньгах, но и в том, что пока в Екатеринбурге культурные деятели существуют довольно обособленно — каждый в отдельности пытается делать что-то интересное, но как было сказано на презентации, самый больной вопрос для культурной политики региона — невозможность объединения усилий. И новый форум должен хотя бы отчасти, но проблему эту снять.
Идеи. Сказав, что идей различных культурных проектов в Екатеринбурге много, — мы не преувеличили. Но представители бизнеса чётко дали понять: далеко не всё они готовы поддерживать. Особенно стоит переживать творцам современного искусства, которое не у всех вызывает доверие. Этой позиции придерживаются Русская медная компания и ПАО «Сбербанк», чьи представители на презентации подробнее остановились на фильтрах, которые обязаны проходить культурные проекты.
— В выборе мы всё-таки ориентируемся на классическую русскую культуру — литературу, музыку, — рассказывает вице-президент Русской медной компании Анна Шабарова. — Мы не раз сталкивались с тем, что сейчас под культурными проектами понимают некий эпатаж. Бывает, уже выбрав проект, на генеральной репетиции видим, что это не соответствует нашим принципам, да и принципам настоящей российской культуры. Мы должны быть камертонами правильного подхода к культуре, и не можем позволить молодёжи видеть и воспринимать всё подряд. Появляются новые технологии, а с ними и современные проекты. Например, один из них позволяет якобы прочитать «Войну и мир» за 15 минут. Только вот зачем читать Толстого за 15 минут? Мы за инновации, но против дешёвого эпатажа. На открытии ИННОПРОМа мы посмотрели замечательный голографический спектакль. Это пример того, как новые технологии могут быть эстетичными и прививать хороший вкус.
Деньги. В качестве примера успешных культурных проектов нашего города на презентацию форума были приглашены Мария Зашляпина — организатор Венского фестиваля музыкальных фильмов (он, кстати, в разгаре) и Александр Колотурский — директор Свердловской филармонии, под чьим началом в год проходит порядка четырёх крупных музыкальных фестивалей. Но даже они отметили, что, несмотря на то, что сегодня много говорится о роли культуры в продвижении территории, почти всегда — это лишь слова…
— Я очень люблю Екатеринбург, но мне обидно и жалко, что скоро мы можем уступить другим российским городам, хотя если говорить о творческом потенциале — мы одни из лучших в стране, — говорит Александр Колотурский. — Сегодня часто слышу, что в пример ставят Казань, как бы мне этого не хотелось, и в нашем деле тоже. Там есть главное: очень амбициозные проекты и поддержка этих прорывных идей. Вот для сравнения — на площадке филармонии проходит проект «Безумные дни»: за три дня 30 тысяч человек имеют возможность побывать на разных концертах. Но если посмотреть на бюджет, будет ясно, что очень много мы просто на энтузиазме тащим. В Иркутске бюджет мирового фестиваля, который продвигает территорию, 120 миллионов рублей, бюджет фестиваля в Новосибирске — уже больше 70 миллионов. А у нашего фестиваля «Евразия» — 15 миллионов.
И ещё одно. Как мы можем претендовать на лидерство в своей сфере, если город до сих пор не имеет соответствующего большого концертного зала. А точнее, под него нет земельного участка. Сейчас начались подвижки, надеемся на лучшее.
И поскольку пока ещё многие не понимают, что именно будет происходить на форуме, ясно, что как минимум внимание его участников должно быть уделено проблемам, которые вновь прозвучали на ИИНОПРОМе.