Только одна песня свердловских авторов стала мировым шлягером. И это не «Гудбай, Америка»» Вячеслава Бутусова и Дмитрия Умецкого, не «Вези меня, извозчик» Александра Новикова и даже не «Аргентина – Ямайка» Владимира Шахрина... Это «Уральская рябинушка», сочинённая музыкальным руководителем Уральского народного хора на стихи редактора областной молодёжной газеты.
«Уральская рябинушка», которую сегодня многие считают народной песней, на самом деле появилась только в середине ХХ века, и случилось это благодаря... Коммунистической партии Советского Союза.
В начале 1953 года Уральский народный хор (УНХ) готовился к своему первому юбилею – коллективу исполнялось 10 лет. Отметить эту дату планировалось большим отчётным концертом в Москве, и на нём по канонам тогдашнего времени требовалось исполнить (помимо своего основного репертуара) какую-то новую песню о «руководящей и направляющей силе советского общества», то бишь – о коммунистической партии.
Написать музыку должен был 28-летний выпускник Свердловской консерватории Евгений Родыгин, который на тот момент заведовал музыкальной частью хора, а за стихами обратились к известной в Свердловске поэтессе Елене Хоринской. Песню соавторы сочинили (она получила название «Слава партии» и даже была записана на пластинку), но помимо этого – так сказать «между делом» – положили начало поистине великому произведению.
В процессе работы над «Славой партии» Родыгин несколько раз заходил к Хоринской домой. На рабочем столе поэтессы всегда лежал ворох бумаг со стихами. И однажды взгляд композитора упал на листок со строчками: «Рябина-рябинушка на горе крутой».
– Сознание буквально вцепилось в эти стихи, – рассказывал впоследствии Евгений Павлович в интервью «Областной газете». – И пока мы разговаривали, я про себя, в голове, сложил эти строчки в мотив припева. Пришел через полчаса домой, наиграл, спел. Мне понравилось... И сразу после этого как-то очень легко и естественно к припеву досочинился и запев...
На следующий день Родыгин попросил у Хоринской полный текст стихотворения, но та решительно отказала, сославшись на то, что на эти стихи уже написана музыка – свердловским композитором Кларой Кацман, которая тогда была гораздо большим авторитетом, чем молодой Родыгин. Более того: песня была не просто сочинена, но и опубликована – в «Уральском рабочем», главной (тогда главной ) газете Среднего Урала.
Однако Родыгина вся эта информация ничуть не смутила: он не раз в своей жизни сочинял мелодии на стихи, которые уже имели музыкальное воплощение. Например, стихотворение Евгения Долматовского «Где ты раньше был?» первым «омузыкалил» Эдуард Колмановский в конце 70-х годов ХХ века, но это не помешало уральцу через несколько десятилетий написать свой вариант. Вот и в случае с «Рябинушкой» Родыгин, получив отказ Хоринской, просто нашёл соответствующий номер «Уральского рабочего» и переписал текст оттуда.
Убеждённый, что ему улыбнулась удача, Родыгин принёс песню на репетицию хора. И – абсолютно неожиданно для себя – получил нокаутирующий удар: «Рябинушку» отвергли. Вспоминает композитор:
– Лев Львович Христиансен – основатель и художественный руководитель Уральского народного хора – был настоящим фанатом народных песен. Он исповедовал неприкосновенность народной песни, не признавал никаких аранжировок, считая, что песни надо петь только так, как поет народ. И когда я принес Льву Львовичу «Уральскую рябинушку», то в ответ услышал: «Мы – народный хор. Мы вальсов не поём».
Наиболее известные песни:
Втайне от начальства
Родыгин тогда был еще совсем молодым композитором, и ему некуда было обратиться за поддержкой. Но, к счастью для всех нас, артистам хора мелодия понравилась. И они по предложению Родыгина стали разучивать песню тайно: оставались в ДК Горького после окончания официальных репетиций и работали над «Рябинушкой», надеясь на счастливый случай, который позволит «легализовать» песню*. И такой случай вскоре представился...
* Впоследствии Евгений Родыгин ещё раз провернул подобный трюк: 10 июля 1962 года он тайком – ночью! – привёз весь Уральский хор в студию Свердловского телевидения, где артисты за несколько часов выучили и записали легендарный «Свердловский вальс»).
Осенью 1953 года Уральскому народному хору предстояли гастроли в Румынии. Программа концертов в таких случаях литировалась, то есть прослушивалась сотрудниками отдела культуры областного комитета КПСС.
Просмотр проходил в Оперном театре. То, что члены комиссии увидели и услышали, они одобрили, но выразили пожелание дополнить программу.
– Не хватает какой-то нежной, лирической мелодии, наподобие «Черемухи» («Под окном черемуха колышется» – песня, с которой Уральский хор в 1951 году победил на Международном фестивале в Берлине – Прим. «ОГ»), – сказал председатель комиссии. – Есть у вас что-то такое?
Солистки хора Анна Петрова и Августа Устюжанина быстро переглянулись и в один голос ответили: «Да!»
– Ну так пойте, – распорядился чиновник.
Родыгин взял баян, заиграл, артистки запели...
– То, что надо, – констатировали принимающие и залитировали песню.
Христиансену эту «оплеуху» пришлось проглотить, но его отношения с Родыгиным дали трещину, которая через три года привела к разрыву: в 1956 году композитор ушёл из хора.
Когда прошла первая эйфория от того, что песню удалось донести до слушателей, Родыгин понял, что надолго в памяти людей «Рябина» не задержится: текст был слишком сиюминутный и к тому же излишне идеологизированный: речь там шла об уральском парне, уехавшем на строительство Волго-Донского судоходного канала. Да и с чисто поэтической точки зрения «Уральская рябина» – это, если честно, не стихи вовсе, а просто рифмованные строчки.
Было понятно, что за праздничным столом или в компании друзей такую песню не запоёшь, а Евгений Родыгин хотел именно этого. Чтобы песня ушла в народ, нужны были другие слова – мягкие, лиричные.. И Родыгин решил заказать для своей мелодии новые стихи, но заказать их не Хоринской, а другому поэту. Выбор пал на 34-летнего журналиста Михаила Пилипенко, с которым композитор уже успел посотрудничать – годом ранее они сочинили для Уральского хора песню «Небо тёмно-синее».
Пилипенко согласился. По воспоминаниям Родыгина, «работали вместе: я был, так сказать, выбраковщиком, а он – первоисточником всех вариантов. Очень трудно далось нам начало песни. А вот дальше всё выстроилось легко».
Как выяснилось только через несколько лет, Михаил Пилипенко в «Уральской рябинушке» «отзеркалил» свою жизненную ситуацию. Он, будучи женатым, влюбился в другую женщину и никак не мог решить, «кто из них милей». Видимо, поэтому его стихи и получились такими искренними и пробирающими до дрожи...
Закончилась эта история трагично. В 1956 году о супружеской неверности главного редактора областной молодёжной газеты (а именно такой пост занимал Михаил Михайлович) стало известно коллегам. Дело «о моральном разложении» коммуниста Пилипенко разбиралось на партсобрании, он был морально осуждён и снят с должности. У поэта началась длительная депрессия, которая привела его к решению о самоубийстве.
Стихи Пилипенко, как и музыка Родыгина, поначалу понравились не всем. Бывший сотрудник газеты «На смену!» А. Показаньев вспоминал, что когда «Михаил Михайлович прочёл свои стихи, ничего необычного мы в них не нашли. Лично я так вообще решил, что это чепуха. Подумаешь: «Справа кудри токаря, слева – кузнеца». Что за лирика, когда сенокос идёт?»
Но композитор и хор были другого мнения. На их взгляд, стихи получились душевными и, как выяснилось чуть позже, легко запоминающимися.
Первым «Рябинушку» исполнил Уральский народный хор. Запевалой была Анна Петрова (альт). Она в одиночку пела две первые строчки каждого куплета, а две следующих – вместе с Августой Устюжаниной (сопрано). На припеве к ним подключался весь хор. Сегодня обеих солисток уже нет в живых...
После Уральского хора «Рябинушку» перепело огромное количество исполнителей, причём не только наших, но и зарубежных. Среди последних были и звёзды мировой величины.
Когда и где «Уральская рябинушка» прозвучала в первый раз? Ответ на этот (казалось бы – элементарный!) вопрос найти оказалось не так-то просто. Одни источники утверждают, что это произошло 1 апреля 1954 года в Большом Кремлёвском дворце (причём, в качестве исполнителей называется не УНХ, а самодеятельный хор Нижнесалдинского района). Другие пишут, что премьера состоялась в Москве, но позже - в августе - и в другом месте - на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.
– На самом деле обе даты неверны, – заявил «ОГ» многолетний солист Уральского народного хора Иван Пермяков. - Впервые мы спели «Рябинушку» в Москве на отчётном концерте, посвящённом 10-летию хора. Было это в ноябре 1953 года.
Песня произвела настоящий фурор. Её тут же записали на радио и моментально выпустили на пластинках каким-то фантастическим тиражом (точных цифр найти не удалось, но известно, что тираж печатали ВСЕ заводы грамзаписи Советского Союза – московский, апрелевский, ленинградский, рижский, ташкентский, тбилисский). Через несколько недель «Уральская рябинушка» звучала, как говорили тогда, из каждого утюга. Легенда родилась.
Вместо послесловия. В 2010 году китайский режиссёр Чжан Имоу выпустил фильм «Под ветвями боярышника», который собрал несколько международных наград и даже номинировался на звание «Лучший фильм Азии». На седьмой минуте картины звучит «Уральская рябинушка», но – с китайским колоритом:
Когда произведение искусства спустя 60 с лишним лет после его создания начинают переделывать/адаптировать/модернизировать, – это верный признак того, что оно стало классикой.
Припев:
Припев.
Припев.
В каноническом тексте «Рябинушки» – 5 куплетов. В таком виде её и пел Уральский народный хор в 50-е годы. Хронометраж записи этой классической версии – 4 минуты 59 секунд.
Однако пять куплетов для песни тех времён было слишком много – композиция просто не влезала на одну сторону тогдашних пластинок. Приходилось записывать песню на обе стороны, но при таком решении прослушать её без пауз было невозможно: после трёх куплетов диск приходилось переворачивать.
К тому же – и это подметил ещё первый рецензент «Уральской рябинушки» – песня в изначальном варианте была «несколько вялой по развитию сюжета».
По этим двум причинам Уральский хор вскоре сократил «Рябинушку» до трёх куплетов. Именно эта версия и стала канонической. «Лишними» оказались третий и четвёртый куплеты. В таком варианте хронометраж песни колеблется от 3 минут 20 секунд до 3 минут 50 секунд.