Одну из главных ожидаемых премьер Года кино – «Кольца мира» – представил, пожалуй, самый успешный на сегодняшний день документалист страны – Сергей Мирошниченко. Фильм про Игры в Сочи, но на самом деле – не только про них. Это скорее размышление о философии спорта и о его объединяющей силе. Мирошниченко был главным хроникёром всего процесса – от подготовки до послевкусия… И как говорит сам режиссёр, именно сейчас эта картина как никогда кстати.
– «Кольца мира» – это часть трилогии, – рассказывает Мирошниченко. – Сначала была картина о подготовке Олимпиады в Сочи «Философия мягкого пути», также мы сняли фильм «Дух в движении» о Паралимпийских играх, и вот теперь «Кольца мира». Последний фильм мы делали очень долго – только на то, чтобы сделать звук «5.1» (многоканальный объёмный звук), ушло пять месяцев. Это картина о философии спорта – о его мирной, человеческой составляющей. Конечно, спорт может развиваться в сторону агрессивности и жестокости. То, чего больше всего боялся Пьер де Кубертен (основатель Международного олимпийского комитета. – Прим. ред.). И мой фильм как раз о том, как человеческое в выдающихся спортсменах побеждает животное начало. Последняя фраза одного из героев фильма – белорусского фристайлиста Антона Кушнира: «Надо всегда оставаться человеком».
– В картине «Философия мягкого пути», один из главных героев которой – Владимир Путин, так или иначе речь заходит и о политике, и о положении нашей страны в мире. В фильме «Кольца мира» эти темы затронуты?
– Я вообще считаю, что смотреть эту картину особенно интересно именно сейчас, ведь когда мы снимали, планета ещё находилась в мирном состоянии. Естественно, этот фильм – призыв к миру, ностальгия по взаимодействию самых разных народов, по дружбе народов. Это обращение не только к нашим зрителям, а к зрителям всего мира. Россия многое сделала тогда, чтобы организовать эти Игры, чтобы принять такое количество гостей, чтобы всем им было у нас хорошо. Мы, как по Достоевскому, – были открыты всему миру. Самое сильное в мире оружие – это любовь. И об этом мой фильм.
– Как вам удалось волевых, жёстких, очень собранных спортсменов, какими мы их обычно видим на экранах, вывести на сильные эмоции, заставить раскрыться?
– Оказалось, что сила всех выдающихся спортсменов – отнюдь не в мышцах. Мы снимали биатлониста Мартена Фуркада – по сути, это худенький парень, фигуристку Таню Волосожар – совсем небольшого роста девушка, тоже очень худенькая… Их сила – это ум и дух. И когда мы им стали задавать вопросы о философии спорта – не о том, как они победили, а о том, что есть победа, а главное – что есть поражение, они начали размышлять и стали мгновенно открываться. Более того, у таких выдающихся спортсменов есть некое спортивное братство – например, хоккеисты потом передавали нас другу другу (смеётся). Потому что иначе снять тех же канадцев Сидни Кросби или Майкла Бэбкока было бы крайне сложно – требовалось очень много разрешений от НХЛ, от телекомпании NBC, которая там полностью контролирует все хоккейные матчи… «Кольца мира» – это не отчёт об Олимпиаде, это фильм о том, как сохранить человеческое в том, что называется спортивная страсть. Я смотрел разные фильмы об Олимпиаде – видел удачные и неудачные примеры. Но из них мы не узнаём, о чём думали великие спортсмены. Да, они хорошо прыгали, бегали. Но кто эти люди? Каковы их судьбы? И я понял, что моя задача – оставить в памяти зрителей этих звёзд современности. Вот кто такая Дарья Домрачева? Удивительная ведь спортсменка, трёхкратная олимпийская чемпионка. Или фигуристы Траньков – Волосожар – великая пара, абсолютно заслуженно выигравшая. Сейчас, когда разворачивается всё больше допинговых скандалов, не только в России – во всём мире, я отметил, что ни одна звезда из моей картины в этих скандалах не фигурирует. Значит, можно выигрывать не за счёт химии. Это очень важно для родителей, которые хотят отдать своих детей в спорт. Не верьте, что всё на химии, не верьте, что ваших детей изуродуют, что из них потом сделают слабых или больных. Всё в руках людей – можно выигрывать олимпийское золото за счёт ума, сердца и силы духа.
– Фильм «Философия мягкого пути» показывали на канале «Россия», а «Кольца мира» решено выпустить в широкий прокат. Но кино документальное, а сегодняшний зритель не привык ходить на подобный жанр в кинотеатр. Волнуетесь?
– Очень. Была бы моя воля, я бы вообще не показывал свои картины, а делал «в стол», чтобы смотрели уже потом, без меня. Я вообще никогда не вижу свои фильмы в идеальном состоянии: недостатки нахожу с каждым новым просмотром.Раз картина прокатная, то она намного короче первого авторского варианта – сделана динамично, как того требует сегодняшний зритель. Знал – надо будет сильно сокращать, но сознательно пошёл на это только потому, что действительно хотел показать фильм именно сейчас и именно в России. Хочу, чтобы у людей возникло чувство, что спорт – необходимая в жизни вещь, одна из самых правильных. Я считаю: если и говорить о том, что руководство нашей страны делало правильно за последнее время – так это развивало спорт.
Разумеется, мы не могли не задать Сергею Мирошниченко несколько вопросов не о премьере, а о личном. И зрители, и коллеги-режиссёры подмечают его способность видеть самое важное и снимать фильмы о том, что становится значимым историческим событием...
– Вы снимали последний спектакль Владимира Высоцкого, в первом фильме цикла «Рождённые в СССР» – засняли перестройку в разных уголках тогда ещё огромного государства, снимали Валерия Гергиева, когда он ехал со своим оркестром в разрушенный Цхинвал, когда ещё не стихли боевые действия. Теперь Олимпиада…
– Да… Я ещё был последним, кто снимал Валентина Распутина, сделал последнее интервью с Александром Солженицыным… Отчасти всё это совпадения – так получилось. Просто всегда любил умных людей, их делал героями своих фильмов. Я обогащался от общения с ними. Как обогащался и от спортсменов – Бьёрндалена, Плющенко… Хотя думаю, такое везение на события – невозможно без провидения. Александр Солженицын сказал мне однажды очень интересную вещь: что он – перо провидения. Но я скорее летописец времени, и на большее не претендую. У документалиста может быть разный путь – в том числе монтаж хроники, осмысление прошлого… А я для себя решил, что моя задача – фиксация настоящего, чтобы оно потом стало необходимо другим.
– А начинали вы когда-то у нас, на Свердловской киностудии…
– Моя географическая родина – Челябинск, а творческая – Свердловск. Это было замечательное время, я варился в таком мощном бульоне… Мы работали вместе с Володей Хотиненко, Алексеем Балабановым, аниматором Александром Петровым, многие и сейчас живут в Екатеринбурге – Алексей Караев, Оксана Черкасова. Это талантливейшие люди. У вас, в Екатеринбурге, – часть моей жизни и святыни, которым я всегда буду поклоняться… Знаю, что уральцы люди суровые, поэтому попрошу вас не судить строго мой фильм. Хотя… я и сам уралец – вытерплю (смеётся).