Кому кричали «Браво!»

: Наталья Шадрина
Лучшим драматическим спектаклем признана постановка «Русалочка» Театра юного зрителя. Фото: Дарья Попова

Завершился областной театральный фестиваль «Браво!» – 2015. В этом году в программе конкурса участвовали 20 спектаклей из Екатеринбурга и других городов Свердловской области. Лучшим драматическим спектаклем области признана постановка «Русалочка» Театра юного зрителя, а лучшим примером музыкального театра – балет Вячеслава Самодурова «Занавес». Богатой получилась палитра областных спектаклей, которые удостоились высоких оценок судей. Об итогах и основных тенденциях театральной жизни региона мы пообщались с членом жюри «Браво!» этого года Натальей Решетниковой.

– На прошлом фестивале был существенный перевес в пользу екатеринбургских театров. Лишь два театра из области были отмечены жюри. В этом году картина совсем другая. Значит ли это, что театры из области вышли на новый уровень?

– Безусловно. Но не все. Если говорить обо всех драматических театрах Свердловской области, то вперёд вырывается каменск-уральская «Драма номер три». И это единогласное мнение всех членов нашего жюри. Помню, когда два года назад спектакль «Бесприданница» этого театра мы признали лучшей драматической постановкой года – в сравнении даже со Свердловским театром драмы – это был беспрецедентный случай. И сегодняшний успех труппы – это поступательное движение вперёд. Они пригласили режиссёра из Риги Галину Полищук и художника из Питера Ольгу Горячеву, и получилось интересное решение пьесы «Лодочник» Анны Яблонской. Драматург будто предвидела свою судьбу, написав мистическую историю о жизни и смерти (Анна Яблонская погибла вскоре после написания пьесы). Но это была несовершенная пьеса, из которой театр вместе с опытным режиссёром тем не менее сделали поразительный спектакль.

Лауреат «Браво!» в номинации «Лучшая мужская роль» Иван Шмаков в спектакле «Лодочник». Фото: София Насырова

– Приятно, что среди отмеченных театров области есть и кукольные…

– «Куклы» в этом году очень порадовали. Судите сами, мы отметили все четыре существующих кукольных театра нашей области. Чего только стоит спектакль «Баллада о маленьком буксире» Краснотурьинского театра кукол. Это постановка по маленькому стихотворению Иосифа Бродского, которое он написал ещё в 1962 году. И первоначально оно адресовано не детям – это стихотворение о нём, о его соотечественниках, которые из-за железного занавеса могут никогда не увидеть иную жизнь. Но питерский режиссёр Тигран Сааков придумал, как подать это в другом ключе, для маленьких. Спектакль про крошечный буксирчик, который из Ленинградского порта выводит на большую воду иностранные красавцы-корабли. И хотел бы он побывать в других странах, но кто же будет делать его работу? Авторы постановки ничего не переделывали в стихотворении, но сделали акцент на том, что каждый должен делать свою работу и каждый хорош на своём месте…

– На прошлом фестивале жюри решило вообще не присуждать награду за лучший драматический спектакль (в главной, по сути дела, номинации)… Тем значимее успех спектакля «Русалочка». Эта постановка Театра юного зрителя – главное театральное событие масштаба области уходящего сезона?

– Когда есть лауреаты в номинациях «Главная женская» или «Главная мужская роль» – это уже событие. Когда называют постановщика спектакля года – тоже. Но «Русалочка» действительно стоит особняком, потому что мы никогда не видели работы подобной красоты. Это спектакль не только для детей, а для всей семьи, потому что это философская сказка о жертвенности и верности. Здесь нашлось место и драматизму, и лирике, и юмору, и глубоким мыслям. Он очень гармоничен. И сделано это очень тонко, с использованием замечательной музыки. Неслучайно мы выделили и исполнительницу главной роли – Марию Викулину – с её актёрскими, вокальными и пластическими талантами. Прекрасно, что отремонтированный ТЮЗ сегодня может позволить себе подобного рода синтетическое зрелище.

– Этот спектакль мы могли увидеть и в разделе «Музыкальный театр». Мы уже отмечали, что сегодня театр тяготеет к синтезу жанров – в прошлом году – спектакль Музкомедии «Анри», в этом – «Зойкина квартира», «Русалочка»…

– Проникновение жанров друг в друга – тенденция, которая является одной из основных для современного театра. Уже и на «Золотой маске» зачастую не знают, к какому виду отнести ту или иную постановку. На мой взгляд, это нормальная тенденция, естественная. На сцене используются средства смежных искусств и жанров, например, средства кинематографа. Несколько дней назад я была на тайваньском балете – там нет привычных нам декораций, но есть экран с проекцией, который эти декорации заменяет. Это невероятно эффектно! В некоторых спектаклях подобное смешение жанров – просто мода, но там, где это оправдано – прекрасно. Хороший пример тому – постановка Нижнетагильского кукольного театра. Там сделали спектакль о войне по прозе Светланы Алексиевич, где играют шесть актрис театра кукол. Но кукол в нём нет. Это практически драматический театр, в котором используют приёмы кукольного: песочную анимацию, игру с предметами, объёмами, с фактурой… Я не говорю, что в будущем вообще не будет разделения на жанры, этого не знает никто. Возможно, это лишь определённый период движения театра, и от него потом откажутся. Но не учитывать опыт, который многие театры получили, и который их обогатил, будет уже нельзя.

Победители фестиваля «Браво!» – 2015

Лауреаты

Драматический театр

Музыкальный театр

Театр кукол

Специальные дипломы жюри:

Приз зрительских симпатий