«Оскар» стоит на полке и пылится»

: Пётр Кабанов
Фото: news-vendor.com

В понедельник в Лос-Анджелесе прошла 88-я церемония вручения кинопремии «Оскар». Россиянин Константин Бронзит не получил статуэтку, а значит, пока единственным российским обладателем «Оскара» за анимацию остаётся Александр Петров, который почти десять лет проработал на Свердловской киностудии.

«Оскар-2016»

Главном триумфатором «Оскара-2016» стал, конечно, Леонардо Ди Каприо, который с шестой попытки получил долгожданную статуэтку в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Выживший». Кстати, шесть раз номинировался и итальянский композитор Эннио Морриконе, в этом году получивший премию в номинации «Лучший саундтрек». Константин Бронзит, увы, остался без наград. Он уступил чилийской картине «Медвежья история» (режиссёры Габриэль Осорио и Пато Эскала).

Найти Александра Петрова довольно трудно. В последнее время он перестал давать интервью. Живёт в Ярославле, владеет небольшой студией анимации. Это всё, что известно. Звоню – в трубке раздаётся спокойный, умиротворённый голос: «Я вас слушаю. Понял. Я не очень люблю давать интервью». Когда речь заходит о Свердловской киностудии, Александр Константинович заметно теплеет: «Хорошо. О киностудии я люблю вспоминать. Спрашивайте».

– На Свердловскую киностудию я попал по распределению после ВГИКа, – начинает сам рассказывать Петров. – На три года меня отправили получать опыт.

– Приехали на три года, но в итоге отработали все десять…

– Да, с 1982 по 1992 год я работал в цехе анимации. Тогда большинство работ делалось для научно-популярных фильмов, но было две группы, которые занимались именно творческой анимацией. Я начал работать с такими режиссёрами, как Владимир Петкевич, Алексей Караев и Оксана Черкасова. Потом с 1987 по 1988 год учился на Высших курсах сценаристов и режиссёров в Москве, но всё равно вернулся в Свердловск. Здесь был очень дружелюбный коллектив, который меня поддерживал. Я очень благодарен судьбе, что она меня закинула на уральский хребет. Но не скрываю, что я хотел вернуться в Ярославль, на свою родину. Пусть не обижаются мои друзья и коллеги, что мне пришлось оставить такое чудесное место.

– Удивительно, но именно в Свердловске вы начали творить в своей коронной технике «ожившей живописи». Как вы пришли к этому?

– Мы делали мультфильм «Добро пожаловать» вместе с Алексеем Караевым. Я был художником, и мы искали технику, подходящую под этот сюжет. Нужно было найти метод, который был бы менее трудоёмким, но при этом с хорошим качеством изображения. Перепробовали всё на свете… И вот однажды я решил порисовать пальцами. Просто взял масляные краски и сделал несколько набросков прямо перед камерой. Изображение оказалось очень пластичным, и всё сложилось – это стало настоящим открытием! Не было никакого «прозрения» или «удара молнии» – всё произошло эволюционным путём. С тех пор я так работаю. Мне это удобно.

Александр Петров: «Сейчас новаторских техник в мультипликации нет. Идёт освоение уже найденного или «вариации на заданные темы». Фото: ekburg.ru

– В этой технике вы начали делать свою первую серьёзную работу – «Корову». Вы как-то отметили, что это была «неофициальная» работа. Почему так вышло?

– «Корова» была моей дипломной работой на Высших курсах сценаристов и режиссёров. Дело в том, что, пока я учился в Москве и отсутствовал в Свердловске, мне не выделили полноценного рабочего времени на киностудии. Но дирекция разрешила работать по вечерам. Мне тогда все помогали: кто-то носил обрезки плёнки, кто-то уступал время в мультцехе… Поэтому так и вышло, что «не­официально».

– С этой картиной вы впервые в истории отечественной анимации были номинированы на «Оскар». Какие эмоции испытали?

– Никаких.

На церемонии каждый из победителей должен произнести речь. Петров сказал так: «Извините, я плохо говорю по-английски. Большое спасибо! Я очень горд и очень счастлив! Благодарю членов академии за их выбор. Ещё раз большое спасибо! До свидания!».

– Никаких?!

– Я не понимал, что это такое. «Корову» включили в состав какого-то фестиваля анимации, который проходил в Америке. Там была программа по знакомству американцев с российской анимацией. Вот так его заметили, а потом узнал, что у него номинация на «Оскар». Честно, я не понимал, зачем это… Всей подготовкой занимались американские продюсеры: от лонг до шорт-листа. Мне лишь сказали выучить английский язык и прилететь на церемонию. Английский я так и не выучил (смеётся). Но даже тогда не представлял, куда еду. Это был просто хороший повод выехать из страны и увидеть мир.

– Церемонию вы посетите ещё три раза, а в 2000 году получите заветную статуэтку…

– «Оскар» никогда не был для меня заветной наградой. Это вообще не моё – собирать награды. Так получилось. Это была не моя инициатива. Я просто следовал за своими фильмами, за их продвижением по миру. Конечно, фестивали и награды – это признание, и отказываться от него не нужно. Это дорога к зрителю. А «Оскар» – раскрученная, большая премия, желанный трофей для многих, кто занимается кино, но я не скажу, что она во мне что-то изменила. Есть такая награда, и всё. Она даёт только потенциальные возможности. У меня никогда не было желания получить награду и почивать на лаврах. Даже, наоборот: чем престижнее награда, тем большую ответственность чувствуешь.

– Как хранится сама статуэтка?

– Сама статуэтка – это собственность получателя и одновременно собственность академии. Прежде чем принять участие в номинации, ты подписываешь договор. Там есть такой пункт: если получаешь награду, ты не можешь её кому-то продать или подарить. Если она тебе не нужна, ты можешь её продать только академии за сумму ровно в 1$. Раньше было так. Сейчас не знаю, к сожалению… А статуэтка стоит на полке с другими наградами и пылится. Гости приходят и просят с нею сфотографироваться. Я не отказываю.

– А за оскаровской гонкой этого года следили?

– Нет. За «Оскаром» не слежу. Толком даже не знаю, кто соперничал с Бронзитом. Сам Бронзит сказал, что это были сильные конкуренты. В номинацию попадают лучшие – это нормально. Конкуренция должна быть. У Кости были хорошие шансы…

– Перед вручением есть время, когда номинанты знакомятся, общаются. Чем вы занимались в это время? Бронзит, например, выкладывал в соцсети фотоотчёты о встречах со Сталлоне, с Ди Каприо…

– На самом деле я не знаю, чем там Бронзит таким важным был занят (смеётся). Я помню, как нас возили на разные киностудии: Дисней, Пиксар. Это было очень интересно! Люди там доброжелательные. Всегда заговорят, всё расспросят и сразу приглашают на обед. А вообще, эти мероприятия – просто пена, если хотите.

– Сейчас в кинотеатрах анимация собирает кассы не хуже любого блокбастера. Вас как мультипликатора это радует?

– Мне приходится смотреть много фильмов и следить за тем, что происходит в нашем цехе. Это должно радовать, но меня не радует. Те фильмы, которые идут в кинотеатрах – совсем не то, что мне как зрителю хотелось бы видеть на большом экране. Короткометражная анимация гораздо глубже и человечнее. Но на рынке, конечно, она не может соперничать с полным метром. Такая бесконечная гонка не приводит ни к чему хорошему. В итоге наши дети не видят достойной анимации, а видят только кассовые фильмы.