Оксфорд озвучил слово года

: Евгений Ячменёв

Авторитетное академическое издание двенадцатый раз определило слово, в котором наиболее ярко была выражена суть очередного отрезка нашей жизни. Два года назад это было слово «selfie», в прошлом году – «Vape» (глагол, который можно перевести как «вдыхать и выдыхать пар, производимый электронной сигаретой или похожим устройством»). Эксперты зафиксировали в 2015 году взлёт популярности эмодзи – из переписки подростков они дошли даже до блогов официальных лиц.

На экзамене по русскому языку на первом курсе факультета журналистики мне предложили проанализировать с применением полученных знаний фрагмент из «Путешествий Гулливера» Джонатана Свифта: «Первый проект предлагал сократить разговорную речь путем сведения многосложных слов к односложным и упразднения глаголов и причастий, так как в действительности все мыслимые вещи суть только имена. Второй проект требовал полного упразднения всех слов; автор этого проекта ссылался главным образом на его пользу для здоровья и сбережение времени. Ведь очевидно, что каждое произносимое нами слово сопряжено с некоторым изнашиванием лёгких и, следовательно, приводит к сокращению нашей жизни. А так как слова суть только названия вещей, то автор проекта высказывает предположение, что для нас будет гораздо удобнее носить при себе вещи, необходимые для выражения наших мыслей и желаний».

Можно только согласиться с выбором экспертов из Оксфорда и признать – Свифта пора из сатириков переводить в пророки. Ведь на наших с вами глазах один в один воплощается то, что 300 лет назад казалось абсурдом. Множество умных людей от Гегеля до Вернадского считали, что сознание человека ограничено словарным запасом. Если это действительно так, то мы с вами медленно, но верно деградируем.

Не знаю, что признают словом года в русском языке, но, по моему твёрдому убеждению, это должно быть слово «озвучить». Всё, о чём ещё совсем недавно рассказывали, сообщали, что объявляли, обнародовали и делали достоянием общественности (этот синонимический ряд при желании можно продолжить и дальше), сейчас всего лишь озвучивают. Слово это въелось даже в речь профессионалов, и опытный радиоведущий может сказать в эфире: «пришло важное сообщение, которое я сейчас зачитаю, ой, то есть озвучу». А между тем, у этого слова есть только одно закреплённое в словарях значение – «произвести запись фонограммы к кинофильму или мультфильму».

Набор слов, которыми мы пользуемся, сужается, сужаются и границы нашего мышления. Скоро нам, как и персонажам Свифта, будет достаточно мешка с несколькими предметами, чтобы сформулировать элементарные потребности. Как там было сказано в гениальном фильме Марка Захарова: «Свифт умер, как обычно, в пять часов. Да вот он сам идёт, хоть у него спросите». Вряд ли великий английский писатель обрадовался бы, что его сатирические аллегории становятся былью. Но авторскому самолюбию это бы наверняка польстило.