9 июля в 1941 году в Свердловск прибыл первый железнодорожный состав с ящиками, в которых находились экспонаты ленинградского Эрмитажа. Вместе с грузом на Урал приехали и сотрудники музея.
В конце июля из Ленинграда пришёл ещё один «эрмитажский» эшелон. Был подготовлен к отправке и третий состав, но из-за ухудшения обстановки на фронте он отправлен не был, и упакованные ящики остались в Эрмитаже.
Всего в Свердловск было доставлено более миллиона экспонатов, хранившихся до войны в лучшем музее страны.
Коллекции первоначально хотели разместить в Свердловской картинной галерее. Но все эвакуированные экспонаты в здание не поместились. Поэтому ящики хранились ещё в двух местах: вторая часть – в костёле Зачатия Святой Анны (он до начала 60-х годов XX века находился напротив «Центральной гостиницы»), а третья – в подвалах ныне не существующего дома Ипатьева. В самой картинной галерее ящики занимали не только подвалы, но и два этажа – первый и второй. Ящики громоздились друг на друга до самого потолка. Такая нагруженность здания вызывала тревогу за прочность перекрытий, поэтому под балки нижнего этажа были подведены столбы, уменьшающие пролёты. На третьем этаже, в мансарде, работали восемнадцать сотрудников Эрмитажа, которые следили за сохранностью коллекции.
В Свердловске экспонаты «прожили» четыре с лишним года: в Ленинград они вернулись в октябре 1945-го.
В 1946-м и 1949 годах Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, пять скульптур и 84 предмета мебели, фарфора и бронзы. Среди переданных картин было и уникальное полотно второй половины XIV века «Мадонна с младенцем» кисти итальянца Якопо ди Чионе (Чоне) – сейчас это самое старое произведение живописи, хранящееся в свердловских музеях.
Кстати
В 2016 году в Екатеринбурге будет открыт Центр «Эрмитаж-Урал».