Вечером в понедельник, 25 мая, в екатеринбургском Театре юного зрителя были вручены награды областного театрального фестиваля-конкурса «Браво!»-2014. Программа этого года была очень сильной, и приятно, что оценка спектаклей, которую давала «ОГ» в своих публикациях, совпала с мнением экспертов «Браво!».
Два года назад актёры Каменск-Уральского театра драмы не успевали вернуться на свои места в зале, как их вновь вызывали на сцену. Это был поистине их год: они взяли 5 статуэток! В прошлом году аналогичная ситуация с Серовским театром драмы: вокруг их трактовки «Ромео и Джульетты» разразились бурные споры, в том числе и среди читателей «ОГ». Это была одна из самых запоминающихся и смелых работ фестиваля, получившая три награды.
А вот в театрах столицы Урала в это время был… Нет, не спад — скорее, застой. Почти не появлялись работы, которые бы заставили зрителей кричать «Браво!»
И вот нынче всё изменилось: из 25 наград 23 получили театры Екатеринбурга. На этот результат повлиял ряд факторов, не всегда творческих (например, сразу несколько областных театров находятся сейчас в стадии ремонта, вынуждены репетировать на чужих площадках; тут, понятное дело, не до премьер). Но главное — в другом: в театрах Екатеринбурга наконец-то начали активно искать новые формы, что сразу же значительно освежило репертуар. Во время награждения это отметил и директор Екатеринбургского театра оперы и балета Андрей Шишкин: «Думаю, секрет нашего успеха в том, что не побоялись пойти на эксперимент. Я предложил, а труппа меня в этом поддержала».
Риск оказался оправданным — у Театра оперы и балета в этом году четыре награды: две в опере и две — в балете. И «Сатьяграха», и «Цветоделика» — спектакли далеко не местного масштаба (что, кстати, подтвердил и всероссийский конкурс «Золотая маска», где «Цветоделика» получила две статуэтки). И тот, и другой однозначно останутся в театральной истории страны.
Традиционно по итогам фестиваля можно проследить главные тенденции театральных процессов.
В прошедшем сезоне явно обозначилась черта, которую можно назвать «тотальным театром» — у некоторых спектаклей трудно определить жанр. Яркий пример — «Анри» Свердловской музкомедии. Здесь и балет, и пластический театр, и хор, и драматическое искусство… Критики «Браво!» отметили, что для подобных постановок нужно создавать отдельную номинацию — тенденция обозначилась, её нельзя игнорировать. Сюда же можно отнести моноспектакль народной артистки России Светланы Замараевой. Её «Житейское море» — это и монологи, и музыка, и элементы драматического театра. При этом полижанровость (когда она уместна) оставляет очень сильное впечатление у зрителя.
Отдельного внимания заслуживает кукольный театр. Среди трёх спектаклей, признанных лучшими в сезоне, — два кукольных! Такого никогда не было! Обе постановки — уникальные в своём роде.
«Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра кукол — спектакль для взрослых (у него даже возрастное ограничение — 16+). Он ломает стереотип того, что этот жанр может быть интересен только малышам. Это сильная по эмоциональному воздействию работа с хорошо продуманно сценографией. По достоинству оценили её и зрители — спектакль, кроме всего прочего, получил и приз зрительских симпатий «Роза ветров».
Второй спектакль — «Солнечные зайчики» театра кукол «ФиМ» (Екатеринбург) — работа для самой младшей возрастной категории — детей от трёх до пяти лет. Раньше считалось, что в этом возрасте дети ещё не способны воспринимать театр, но в последние годы сначала в Европе, а следом у нас стали появляться спектакли и для них. Надо ли объяснять, какая это трудная задача: спектакль должен быть образным, ярким, при этом доступным, а кукла должна быть такой, чтобы ребёнок захотел пообщаться с ней. И постановка «Солнечные зайчики» полностью этим критериям соответствует. Смело можем подытожить: кукольный театр области очень многогранен.
Кстати, церемония вручения призов «Браво!» следующего года пройдёт на площадке Екатеринбургского кукольного театра.
Победители фестиваля «Браво!»-2014:
Спектакль «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол).
По итогам открытого зрительского online-голосования победил спектакль «Грамматика одного движения», набравший 2 621 голос (Эксцентрик-балет Сергея Смирнова Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии).