Актёры так убедительно сыграли зиму, что зрители мёрзли

: Яна Белоцерковская
В спектакле заняты всего 8 актёров. А играют они 32 роли

Театр «Волхонка» — это зрительный зал на сорок мест и сцена, которую можно обойти за четыре шага. И — «Дни Турбиных» Булгакова… С масштабными массовыми сценами Гражданской войны, с большим количеством действующих лиц… Несоразмерно? Невозможно?

Но «Волхонка» делает это — без марширующих армий, без петлюровских погромов. Мы видим трагедию семьи Турбиных на фоне Гражданской войны (которая разворачивается там, за окнами). Под жёлтым абажуром, вокруг обеденного стола Турбины пытаются сохранить самое главное, что у них есть — семью. А мир вокруг рушится, и становится ясно, что осколки этого мира погребут под собой и этот тихий дом, и рождественскую ёлку, и жёлтый абажур, и кружевную скатерть.

Камерная атмосфера играет в плюс — позволяет создать это впечатление маленького мира на фоне большой войны. И в то же время для актёров — это всегда испытание. Потому что играть приходится, заглядывая зрителю в глаза. Играть так, будто зрители — часть действия, они тоже в этой комнате, тоже за этим столом. Здесь чувствуется любая актёрская фальшь, любая неискренность… Но актёры с этим справляются, причём как главные, так и второстепенные персонажи. Они не играют, они живут… На спектакле в качестве зрителя была завлит Озёрского театра драмы и комедии «Наш дом» Юлия Клепикова. В антракте она призналась: «Актёры так убедительно сыграли зиму, что я замёрзла».

Ещё большая сложность «Дней Турбиных» — этому спектаклю требуется большой актёрский состав (более тридцати актёров). Но в спектакле задействовано восемь человек, из них семь (кроме единственной женской роли — Елены) играют по несколько ролей. Порой — контрастных…

Особое волнение, конечно, вызывали массовые сцены. Например, непростая задача — кульминационная сцена, когда Белая гвардия распускает армию, сдаёт город Петлюре. Но и эту задачу театр решает, блестяще используя всё пространство сцены, в том числе не сценическое. Мы видим лишь офицеров, именно среди них разворачивается действие. Всё остальное — выстрелы, треск гимназических парт, которыми топят печи, юнкеров, которые пытаются согреться, распевая песни, петлюровцев, подступающих всё ближе, мы слышим, и звуки эти раздаются со всех сторон — из фойе театра, из-за кулис… И звук этот так объёмен, что создаёт впечатление масштабного действа, которое разворачивается под окнами офицерского штаба.

Комментарий

Владимир Спешков (Челябинск), заслуженный работник культуры РФ, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», член жюри фестиваля «Браво!»:

— У меня очень позитивные впечатления остались от этого спектакля, хотя ожидал я его с опаской. По нескольким причинам. Во-первых, я хорошо знаю режиссёра этого спектакля — Алексея Янковского, видел более десятка его работ на разных площадках и по разным произведениям. И всегда в его спектаклях Янковского больше, чем автора. Когда у режиссёра есть своё «Я» — это хорошо, но в случае с Булгаковым важны его (Булгакова) смыслы и его интонации. И Янковский удивил меня тем, что не стал бороться с автором, а пошёл вслед за ним, и получилась классическая постановка «Дней Турбиных» без попытки вмешаться в сюжет. Во-вторых, признаться, долго думал, как театр обойдёт массовые сцены? Но им это удалось, причём очень аккуратно. Семь актёров играют, по сути, и белогвардейцев, и украинцев, и петлюровцев, и немцев, и гетмана. И играют правдоподобно и сильно, я выделил для себя несколько очень хороших актёрских работ. И кроме того, ждал спектакля с тревогой, потому что боялся, что «Дни Турбиных» прозвучат (из-за актуальности темы) излишне публицистично. Но — нет. Им удалось сохранить смыслы, заложенные автором, театр остался театром.