Свидетели ненужной памяти

: Наталья Шадрина
На контрасте: за красивым фасадом, среди зданий из стекла и бетона, в самом центре Екатеринбурга, прячется пристрой дома мещанина К.А. Чудинова. Кажется, что пристрой держит... сугроб. Надеемся, это лишь обман зрения. Фото: Станислав Савин

За один день сотрудникам министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области удалось обследовать около десятка зданий, представляющих архитектурную и историческую ценность. В этом году особое внимание министерства приковано к объектам, которые находятся в собственности города Екатеринбурга. Вместе с МУГИСО в мониторинге поучаствовали и корреспонденты «ОГ». Большинство из этих зданий сегодня находятся, мягко говоря, в неудовлетворительном состоянии.

Цифра

Более 30 из 400 культурных объектов Екатеринбурга принадлежит администрации города.

Ни себе ни людям

Госпиталь Верх-Исетского завода, пожалуй, один из самых запущенных объектов культурного наследия. Сотрудники МУГИСО констатируют его обветшалое состояние из года в год, но ситуация остаётся прежней. Заместитель министра МУГИСО Константин Никаноров призывает общественность не оставаться в стороне и повлиять на бездействие городских властей. Фото: Станислав Савин.

Первым объектом, который мы посетили, стал госпиталь Верх-Исетского завода, состоящий из нескольких корпусов (архитектор М.П. Малахов, 1824–26 годы). Теперь же здание пустует и находится в плачевном виде. В прошлом году МУГИСО совместно с прокуратурой уже проводили здесь проверочные мероприятия, после чего предъявили администрации иск за бездействие. Но в скором времени в бывшем госпитале и вовсе случился пожар. Теперь, нарушив закон, собственник — то есть муниципалитет — решил обезопасить здание самым простым способом, заложив окна кирпичом.

Фото: Станислав Савин

— Мы намеренно начали наш рейд с объектов, которые принадлежат муниципалитету, — объясняет заместитель министра по управлению госимуществом Свердловской области Константин Никаноров. — Если администрация города позволяет себе так запустить здания, представляющие архитектурную и историческую ценность, то что мы можем в таком случае предъявлять частным собственникам?

Хотя передача зданий в пользование частным собственникам, возможно, один из способов сохранения этих памятников истории и архитектуры. И тут мэрии нужно определиться, что важнее: оставить здание за собой и ждать, пока оно окончательно разрушится, или продать культурные объекты в центре города частникам?

Вот, например, Дом Клементьевой, где в 1905 году был тайный склад оружия, администрации на сегодняшний момент не нужен точно - испорченные оконные наличники, отпавшая штукатурка и надписи на стенах.

Этот дом XIX века, относящийся к типовой застройке на берегу Исети, сегодня представляет интерес скорее не в архитектурном плане, а в историческом. Во времена первой русской революции здесь хранили оружие боевые дружины эсеров и социал-демократов. Однако в данный момент создаётся впечатление, будто здание было не складом, а мишенью для этого самого оружия. Потому что охранять почти нечего… Казалось бы, как раз продажа этого дома могла стать для него спасением, поскольку, чем дольше здание не эксплуатируют, тем скорее оно может прийти в полную негодность.

Но другой вопрос в том, смогут и, самое главное, захотят ли частные пользователи возиться с памятником, ремонт которого в несколько раз сложнее и дороже обычных зданий того же периода… И найдутся ли вообще желающие купить или взять в аренду у города здание, в которое, прежде чем использовать, нужно вложить астрономическую сумму?

Кстати

На сегодняшний день штраф за невыполнение работы по сохранению объектов культурного наследия составляет от 200 тысяч до 5 миллионов рублей. Всего за 2014 год министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области составило 86 протоколов, большинство из которых ещё находятся в рассмотрении, а предварительная сумма исков равна 3 миллионам рублей.

Стыдно, когда видно…

Поэтому шанс на достойное содержание появляется только у тех объектов, которые находятся непосредственно на главных улицах города — например, Дом мещанина К.А. Чудинова по адресу: улица 8 Марта, 30 (его соседи с одной стороны — ТРЦ «Гринвич», а с другой — особнячок, где располагается кафе «Сабвей»). И на первый взгляд кажется, что это вполне ухоженное здание. Но старинный особняк, оказывается, хранил секрет. На днях кто-то выбил окно, после чего стало ясно: красота только снаружи, внутри — бардак и разруха. А если зайти со двора, то можно увидеть деревянный пристрой, который и является «изюминкой» архитектурной композиции. Но на нём крупно красками какой-то хороший человек написал «Доброе утро». Видимо, хотел хоть как-то улучшить внешний вид памятника архитектуры. Да и вообще видно, что через небольшой промежуток времени пристрой, скорее всего, рухнет. И табличка «охраняется» его не удержит…

Помогите, люди добрые

Совершенно непонятно, что в этой ситуации делать. Потому что подобные архитектурные памятники облик города никоим образом не украшают, а табличка «охраняется государством» на полуразрушившемся особняке, былая красота которого едва проступает под слоями нецензурных надписей, выглядит странно. Министерство сетует: масла в огонь подливают ещё и общественники, которые регулярно проводят массовые акции и готовы сохранять каждое столетнее здание.

Не важно, что культурной ценности оно не представляет. Сейчас бы сохранить, а главное — восстановить и сделать действительно украшением города те объекты, которые по праву являются памятниками. И вот здесь как раз не помешала бы помощь общественности: если уж людям действительно хочется помочь, то на сайте МУГИСО есть реестр зданий, представляющих ценность, но находящихся в плачевном состоянии.